Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

Благодаря мышлению человек может выделить наиболее существенные признаки предмета, познать какой-либо предмет. Осуществляя мыслительные операции, он приобретает новые знания, может по-новому осмыслить свой чувственный опыт, установить причинно-следственные закономерности между явлениями действительности, делать выводы, предвидеть ход событий.

Проблема развития творческого мышления школьников является актуальной в современном мире, так как социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Мышление – это деятельность, имеющая свою структуру и виды. Виды мышления разделяют по форме – наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое; по характеру – теоретическое, практическое; по степени развернутости – дискурсивное, интуитивное; по степени новизны – репродуктивное и продуктивное. Нас интересуют такие виды, которые касаются художественной деятельности.

Понятийное мышление – мышление, в котором используются определенные понятия.

Образное мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Хотелось бы отметить, что понятийное и образное мышление на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая различные стороны бытия.

Наглядно-образное мышление осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти.

Суть наглядно-действенного мышления заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.

Художественное мышление относят к отдельному виду мышления, которое понимается как процесс целенаправленного художественного познания мира, который проявляется в единстве ассоциативности, метафоричности, парадоксальности. Оно реализуется с помощью ряда мыслительных художественных операций, характеризуется эмоционально-чувственной окрашенностью, образной наглядностью и обеспечивает понимание или создание художественного образа. Художественное мышление как специфическая мыслительная деятельность, опредмеченна в художественном образе и отражает последовательность создания художественного образа. Многие педагоги, методисты и психологи занимаются изучением взаимосвязи художественного образа и художественного мышления: Лейзеров Н.Л. «Образность в искусстве», Мейлах Б.С. «Процесс творчества и художественного восприятия», Лилов А.Л. «Природа художественного творчества», Никифорова О.И. «Исследования по психологии художественного творчества» и многие другие.

Художественный образ как форма отражения действительности, как выражение мыслей и чувств, зарождающееся в воображении и воплощённое в создаваемом произведении воссоздается уже в воображении воспринимающего искусство зрителя. Эта преемственность как нельзя лучше указывает, что место художественного образа в развитии художественного мышления является обоснованным явлением.

Развитие художественного мышления детей средствами художественного образа возможно в условиях разрешения проблемных художественных ситуаций, творческих задач, связанных с пониманием и созданием художественного образа в собственной продуктивной изобразительной деятельности. С помощью выразительных средств детьми создаются образы – характеры, образы – события, образы – детали, передающие определенные эстетические идеи и чувства.