Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression – впечатление), направление в искусстве последней трети 19 – начала 20 века, мастера которого, фиксируя свои мимолетные впечатления, стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости.

Один из самых знаменитых основателей импрессионизма, величайший французский художник Клод Оскар Моне появился на свет в Париже, четырнадцатого ноября в 1840–ом году. Когда ему исполнилось пять лет, его семья перебралась в Гавр, что находится в Нормандии. Отец желал, чтобы его сын продолжил семейный бизнес и стал бакалейщиком, но у самого Моне было иное видение своей будущности. Он ненавидел школу, сравнивая ее с тюрьмой, и потому предпочитал на занятиях рисовать забавные карикатуры на учителей, приобретя к пятнадцати годам даже некоторую известность в городе именно как художник-карикатурист.

Моне учился рисованию в у преподавателя колледжа Эжена Будена, пейзажиста, который, в отличие от многих, предпочитал писать с натуры и был в свое время учеником самого Давида Жака-Франсуа Ошара. Именно общение с Буденом утвердило желание Моне посвятить свою жизнь именно живописи, и, для достижения своей мечты, Клод отправился в Париж.

Получив художественное образование в Париже в мастерской Сюиса, потом – Глейра, Клод Моне был завсегдатаем Салонов, где особенно внимательно изучал полотна Т. Руссо, К. Коро, Ш. Добиньи. Там же он познакомился с молодыми художниками – новаторами: Базилем, Дега, Писсаро, Сезанном, Сислеем, Ренуаром. Именно среди них начало зарождаться новое направление – импрессионизм. Название этого направления произошло от слова «впечатление» (фр. Impression), а на идею натолкнула картина Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872), которая демонстрировалась во время первой выставки импрессионистов в студии фотографа Надара [1].

Клод Моне известен как непревзойденный пейзажист. Он работал на природе, и главной задачей для него было не просто точно запечатлеть пейзаж или какую-то сценку на лоне природы, а передать свежее непосредственное впечатление от наблюдения за происходящими вокруг метаморфозами. Его вдохновляли те ежеминутные изменения в природе, где от состояния атмосферы, от угла падения солнечных лучей, от погоды, от колебания ветра, от соседства других предметов происходят волшебные превращения. От этих превращений рождались новые краски, новые отблески, новые впечатления. Потому-то так счастливо работалось художнику на природе, где он написал множество этюдов и завершенных картин [2].

Образцом импрессионистического видения мира можно назвать картину Моне «Дамы в саду» (1865). Залитое сияющим светом пространство, многоцветье природы и белое платье, вбирающее в себя это многоцветье – голубые блики, розоватые, светло-зеленые, охристые – все это воссоздает прекрасный живой мир. Тонкие оттенки зеленой травы и листвы наполняют впечатление от картины чувством покоя, тихой радости и гармонии. В более поздних картинах («Скалы в Этрета» – 1886, «Луга в Живерни» – 1888, «Поле маков» – 1880-е) Моне продемонстрировал манеру рельефного мазка, при помощи которого смог передать неуловимый трепет листьев, сияние солнечных бликов на поверхности воды, тени от плывущих в небе облаков. При этом композиция сознательно построена так, чтобы пейзаж производил впечатление случайно пойманного взглядом эпизода, как, например, на картине «Бульвар Капуцинок» (1873) [3].

Особое внимание заслуживают серии картин, на которых запечатлен один и тот же объект или пейзаж, но при различном освещении, которое бывает в течение суток, например, «Руанский собор в полдень» (1894 г.), «Руанский собор вечером» (1894 г.) Контуры предметов здесь как бы растворяются в пространстве под влиянием особенностей освещения в данное время суток. Чтобы добиться чистоты цвета, Моне почти не прибегает к смешиванию красок на палитре. Вместо этого, он использует эффект визуального смешения: например, чтобы дать траве или листве нужный ему оттенок зеленого цвета, он рядом кладет мазки синего и желтого, которые на расстоянии зрителю сливаются, и тогда фантастическим образом зелень обретает разные оттенки и кажется трепещущей. В такой манере написана картина «Стог сена» (1886).

Клод Моне выступал как продолжатель реалистического искусства. Но в его живописи не было социальной критики, как у русских художников – передвижников, их современников. Завоеванием Клода Моне было то, что он утверждал ценности обыденного существования рядового человека. Клод Моне смог разглядеть прекрасное не в прошлом, а в настоящем. Ценя мимолетность, быстротечность живых впечатлений, он отказался от подражания вечным канонам красоты. Его особый подход, встречи с художниками, которые наставили его на этот путь, обучая его мастерству и новый метод работы принесли Клоду Моне успех и мировую славу.