В Нижегородской губернии на основе старинной вышивки по филейной сетке, сплетённой челноком, сложилась разновидность белой строчки по крупной сетке. Она отличается от других строчевых вышивок большими ячейками, которые образуются в процессе выдергивания нитей по основе и утку ткани полотняного переплетения и разнообразными разделками, образующими ажурный узор в виде снежинок, звезд, ромбов, елочек, цветочных узоров. Эта вышивка, похожая на кружево, отличается прозрачностью, мягкими формами узора, четким разделением на узор и фон. Изначально вышивку выполняли на льняной ткани, сотканной на ручном ткацком станке. Лён повсеместно выращивали в средней полосе России. Много труда вкладывали крестьяне для этого вида декоративно-прикладного искусства. Необходимо было лен посеять, вырастить, собрать, обработать, спрясть пряжу, соткать, выбелить и только потом выполнить эту уникальную вышивку. С развитием мануфактуры ткань как льняную, так и хлопчатобумажную стали производить на фабриках. Особого развития вышивальные промыслы Нижегородской губернии достигли во второй половине XIX века. В это время в Городецком и Балахнинском уездах вышивкой занималась половина женского населения. Особенно много производилось строчевых изделий, пользовавшихся устойчивым спросом в городе. Изделия, которые украшались такой вышивкой, могли носить только знатные люди из высших слоев. Изделия нижегородских вышивальщиц с успехом экспонировались на Российских и Международных торгово-промышленных выставках в Нижнем Новгороде, Париже 1896 и 1900 годах. В первой половине XX века белая Нижегородская строчка приобрела «визитную карточку» в виде розетки ромбической формы, которую называли «цветок», в цветке сочетаются, как и растительные, так и геометрические мотивы. В середине XX века, на строчевышивальных фабриках выпускалось много изделий, украшенных нижегородской строчевой вышивкой или горьковским гипюром. В узорах насчитывалось до десяти разделок или швов. Особое место в узоре занимают многолепестковые ромашки, веточки, листики, колоски, вышитые длинными стежками мягкими нитками. Они располагаются как в центе ромбов, так могут создавать и самостоятельный узор в виде ромба. Большое внимание уделяется фону. Выполняется он различными швами, такими как «восьмерка», «цепочка», «воздушно-петельными швами». В наши дни остались центры, которые сохраняют традиции Нижегородской вышивки: Городецкая и Чкаловская строчевышивальные фабрики.