Знаменитая русская матрешка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю и стала одним из всеобъемлющих образов России, символом русского народного искусства. Матрёшка (уменьш. от имени «Матрёна» – знатная дама, мать семейства) – это полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера. В России есть несколько центров по изготовлению и росписи матрешек. Это подмосковный Сергиев Посад, Нижегородские центры в городе Семенове, в селе Полховский Майдан. Семеновские токари создали свою форму матрешки – стройная, относительно тонкий верх ее резко переходит в утолщенный низ. При росписи изделия художники сначала намечают тонким росчерком контуры лица – делают глаза, губы, наводят румянец. Затем «одевают» матрешку в платок, юбку, передник, пририсовывают ей руки. Именно по крупной цветовой росписи фартука семеновская матрешка легко узнаваема. Букет пышных цветов главенствует над всем – он больше лица, он почти в рост игрушки. В основном, художники используют три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов в росписи платка, сарафана и фартука. Найденное цветовое решение закрепляется в самом крупном цветке фартука, который по давней традиции пишут чуть справа. В селе Полховский Майдан Нижегородской области роспись матрёшки лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки и яблочки украшают матрешку. Форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. В сюжетах росписи матрёшки Сергиевских кустарей занимают бытовые темы – это женихи и невесты с многочисленными родственниками и гостями, цыганки, старообрядцы, урядники, купцы с чадами и домочадцами, компании за самоваром и нескончаемый ряд девчонок и мальчишек, взрослых баб и мужиков с корзинками, узелками, посудой, живностью, инструментом или угощением в руках. При росписи использовали красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий цвета – с добавлением черного для обводки лица и контуров одежды.
Игрушка обладает качествами декоративно-прикладного искусства – искусства в большей степени условного, не копирующего действительность, а отражающего образы окружающего мира обобщенно, символично, аллегорично, с невероятно смелой фантазией.