Владимирский верхошов – это декоративный односторонний шов, разновидность гладьевой вышивки зародился в селе Мстёра Владимирской губернии в XIX веке. История такой техники вышивания уходит в древние времена и тесно связана с золотным шитьем. Основным рисунком для верхошова служит растительный орнамент. Среди растительных мотивов часто встречаются изображения птиц, зверей, фигуры человека. Изначально строго соблюдалась традиционная цветовая гамма вышивки. Почти весь узор выполняли красной нитью и лишь для отдельных деталей брали нити зеленого, желтого и синего цвета. Мастерицы Мстёры обогатили верхошов яркими красочными расшивками и растительными узорами. Узоры верхошва дополняют обшивкой кисточками и кустиками стежками полукреста. Шьется верхошов большими стежками, идущими от центра к краю или от края контура к центру. На лицевой стороне ткани получается основной рисунок, а с изнанки стежки образуют пунктир по контуру узора. Расстояние между стежками по краю больше, чем по центру. Стежки прокладывают по форме узора: в цветах – от края к центру, а в листьях, стеблях и ветках – наклонно. Большие закругленные детали вышивают гладью «восьмерка». Середину цветка и других деталей орнамента украшают декоративными накладными сетками или различными фигурами: квадратами, треугольниками, ромбами, зубцами, ровными и зигзагообразными полосками, которые выполняют двусторонней гладью. Стебли цветов и все закруглённые детали узора вышивают узким верхошовом. Для оформления изделий используют русский шов «роспись». Выполняют вышивку по рисованному контуру на толстой ткани – грубом зернистом холсте, сукне, шерсти толстыми хлопчатобумажными, шерстяными или льняными нитками. Владимирская гладь позволяет максимально экономить нитки при вышивке больших узоров и рисунков. У владимирского верхошова характерны мотивы узора. Стилизация растений, птиц, фигур человека узнаваема и отражает быт русского народа. Такая яркая вышивка применяется для декоративного оформления полотенец, подзоров, столешниц, панно, занавесей и других предметов интерьера, бытовавшего в середине ХХ века. Современные мастерицы при выполнении владимирской вышивки иногда используют и другие цветовые сочетания. Со временем эта вышивка претерпела немало изменений, и ныне представляет собой одностороннее шитье с крохотными стежками и переходами от одной детали к другой с изнаночной стороны. Ручной труд ценился всегда, а если к труду добавляется многовековая культура, то это и есть дух, сила и вечность русского народа.