Открыв окно в Европу, русский царь Петр I повелел всем знатным людям и боярам носить европейскую одежду, богато отделанную венецианским и брюссельским кружевом. Приобретался этот наряд за золото. Венецианское кружево дорого ценилось во всей Европе. Эскизы для кружевных рисунков создавали известнейшие художники и ювелиры (такие как Чезаре, Вечеллио и Бенвенуто, Челлини). Это было очень дорогое украшение, которое изготавливалось долго по времени и отличалось неповторимостью и высочайшей художественной замысловатостью. Во Фландрии из кружев шили воротники, манжеты, жабо, накидки. Чтобы сберечь российскую казну, царь повелел обучить искусству заграничного кружевоплетения русских мастериц, пригласив на Русь в Рязанскую губернию венецианских монахинь. Кадомчанки, издавна славившиеся рукоделием, охотно освоили эту ювелирную технику, из их рук стало выходить венецианское кружево, сплетенные иглой сказочные узоры. А вскоре на этой основе создали уникальную игольчатую вышивку – кадомский вениз. Выполняется она по вырезанной на ткани форме путем натягивания нитей и их дальнейшего перевива. Выделяется ряд типичных направлений этой вышивки, распространенных в то время: полосы с заостренными зубцами геометрического орнамента и узоры с изображением человека и животных. Кадомский вениз развивался на основе сложных своеобразных традиций народного искусства Рязанской губернии. Создавались композиции с русскими узорами и с типичным орнаментом Ренессанса. Отличались мастерством кружевоплетения и воспитанницы Кадомского женского монастыря. Их руками, на основе подлинных народных узоров создавались кружевные изделия, украшающие домашний быт. В кадомском венизе существовали основные направления по своему содержанию: геометрические орнаменты, близкие к народным, русским строчевышивальным узорам, растительные формы (мерное шитье, отдельные мотивы) – это изображения розы, шиповника, лилии, положенные отдельными ветками или в нарядных корзинах, сплетенные в венки или связанные в букеты. Прообразом является французский орнамент стиля рококо и Людовика XVI; широкое использование тематики вологодских строчевых подзоров, а также похожего на эту вышивку испанского шитого кружева «соль». Формы вениза напоминают снежинки. Вениз под влиянием жизненных условий меняется. В настоящее время кадомский вениз выполняется на тонких белых или светлых тканях. На плотных тонированных тканях иногда вениз выполняют более толстыми нитями. Но даже при таком сочётании изящество и ювелирность вышивки ее самобытность превращают вещь в настоящее художественное произведение.