Модернизация экономики в рамках текущего социально-экономического развития требует нестандартного для отечественной практики подхода, позволяющего определить «прорывные» сферы, в которых Россия сможет добиться значительных социально-экономических результатов [7].
В качестве такого подхода может выступать технология Форсайта как метод исследования будущего. Под Форсайтом понимают систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольшие социально-экономические блага [1].
Методология Форсайт объединяет десятки традиционных и множество новых перспективных методов. При этом происходит их непрерывное совершенствование, доработка приёмов и процедур, и как следствие повышается обоснованность предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития управляемых систем [8].
Применение технологий Форсайта предполагает участие множества экспертов из различных сфер деятельности, связанных с тематикой и направлением конкретного Форсайт-проекта. Также осуществляется проведение опросов определённых групп населения, прямо заинтересованных в решении проблем, обсуждающихся в рамках проекта.
Технологии Форсайта динамично проникают на самые разные уровни принятия управленческих решений: государственный, региональный, муниципальный, отраслевой [2, 4]. Однако, анализ открытых данных о российских Форсайт-исследованиях показывает, что многие из них таковыми, по сути, не являются, а лишь используют брэнд Форсайта для создания соответствующего имиджа и привлечения дополнительных ресурсов.
Для повышения достоверности и объективности этапов количественного и качественного анализа проблемы, входящих практически в каждое форсайтное исследование, применяют информационно-аналитические технологии управления [5, 6].
В целом, реализация Форсайт-проектов на муниципальном уровне, несомненно, будет способствовать развитию у муниципалитетов культуры стратегического мышления, повышению уровня стратегического управления [3], качества разработки и реализации целевых программ, более эффективному проведению административной реформы.