Социально-экономическое развитие России тесно связано с проблемами территориальной организации производительных сил и управления развитием отдельных территорий. Одним из главных вопросов экономики является выбор наилучших организационно-экономических механизмов территориального развития. В настоящее время высока степень неоднородности экономического пространства страны, что выражается в глубокой социально-экономической дифференциации между регионами. Поэтому особую значимость приобретает решение проблем неравномерности регионального развития и сокращения разрывов в социально-экономическом положении регионов. Крайне важно правильно оценить различия в ключевых параметрах социально-экономического развития страны на региональном и муниципальном уровнях.
Центр и периферия на любом пространственном уровне связаны между собой потоками информации, капитала, товаров, рабочей силы, направления потоков определяют характер взаимодействия между центральными и периферийными структурами. Главным аспектом выступает процесс агломерации территорий: в росте экономик крупных городов (центров роста) ключевыми понятиями являются агломерация и агломерационный эффект. [2]
В мировой экономике городская агломерация становится ключевым инструментом развития страны и ее территорий. Для осуществления региональной политики актуальным становится вопрос развития периферийных территорий. Скопление ресурсов и факторов развития в «центре» способствует «оттоку» последних с периферии.
Для муниципальных образований Кемеровской области с точки зрения их специализации по видам экономической деятельности преобладающими являются «промышленное производство», «производство сельскохозяйственной продукции», «строительство» и «предоставление платных услуг населению». Однако в большинстве муниципальных образований основную долю в общем объеме произведенной продукции за 2013 год занимает «промышленное производство».
На общем фоне выделяются Тисульский, Ижморский, Чебулинский, а также Юргинский и Промышленновский муниципальные районы – профилирующим видом экономической деятельности является «производство сельскохозяйственной продукции». «Строительство» является профилирующим для Крапивинского и Яшкинского районов, внушительную долю данный вид деятельности занимает в Таштагольском муниципальном районе. «Предоставление платных услуг населению» не является специализацией ни для одного из муниципальных образований Кузбасса.
В пределах агломерационных зон и прилегающих к ним муниципальных образований профилирующим видом экономической деятельности является «промышленное производство», лишь для некоторых муниципальных образований, которые относительно отдалены от агломерационных узлов области, характерными являются иные виды экономической деятельности (см. рис. 1).
Рис. 1. Специализация муниципальных образований Кемеровской области по видам экономической деятельности
Для определения уровня социально-экономического развития региона, применяются различные методические подходы. При этом в России не существует общепризнанной методики оценки социально-экономического развития. [1, с.111] В основе рассмотренных автором методов исследования региональных ситуаций и проблем лежит составление систем индексов и индикаторов по различным аспектам регионального (муниципального) развития, а также рейтинговых оценок. Оптимальной, сочетающей в себе оба метода исследования, является методика мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, которая применяется для оценки показателей экономического развития, уровней доходов населения и здоровья, здравоохранения и образования, физической культуры и спорта, жилищной политики.
В исследовании использовались предварительные результаты мониторинга за 2014 год по Кемеровской области. Для оценки и выявления различий в уровне социально-экономического развития муниципальных образований Кузбасса были выбраны показатели, которые характеризуют развитие экономики, уровень доходов населения, образование и степень реализации жилищной политики и позволяют определить наиболее значимые направления развития сбалансированности муниципальных образований.
По результатам составленных рейтингов городских округов и муниципальных районов определено пять групп муниципальных образований: 1) с относительно высоким уровнем социально-экономического развития территории; 2) муниципальные образования, уровень развития которых выше среднего; 3) со средним уровнем развития; 4) муниципальные образования, у которых уровень социально-экономического развития ниже среднего уровня; 5) с невысоким уровнем развития территории.
В первую группу вошли города Кемерово, Калтан и Новокузнецк и прилегающие к ним Кемеровский, Новокузнецкий и Ленинск-Кузнецкий муниципальные районы. Средний уровень социально-экономического развития характерен для Киселевска, пгт. Красноброского, городов Ленинск-Кузнецкий и Полысаево. Муниципальные районы, которые соответствуют данному уровню, следующие: Беловский, Гурьевский, Крапивинский, Мариинский, Яйский и Топкинский.
К муниципальным образованиям с невысоким уровнем социально-экономического развития по результатам анализа относятся такие города как Анжеро-Судженск, Прокопьевск, Тайга, Тяжинский, Чебулинский и Юргинский муниципальные районы.
Таким образом, муниципальные образования, соответствующие (по итогам оценки) уровню социально-экономического развития от «среднего» до «относительно высокого» входят в агломерационные зоны Кемеровской области, либо расположены вблизи них (например, Новокузнецкая агломерация и находящиеся в ее зоне г. Калтан, г. Киселевск, либо Крапивинский район, который прилегает к агломерационной зоне Ленинск-Кузнецк – Полысаево – Белово) и расположены вдоль транспортной ветви региона (см.рис. 2).
Напротив, в тех муниципальных образованиях, где уровень социально-экономического развития варьируется от «невысокого» до «ниже среднего», наблюдается удаленное расположение либо от транспортной сети, либо от агломерационных зон.
Дифференциация среди муниципальных образований Кемеровской области, полученная в результате исследования, демонстрирует, что асимметричность в социально-экономическом развитии среди городских округов проявляется немного меньше, чем среди муниципальных районов. При анализе диспропорций следует учитывать и неизменяемые факторы социально-экономического развития. Например, таковым является географическое положение и природно-ресурсный потенциал, на которые деятельность органов МСУ и органов региональной власти повлиять не может. [1, с.114].
Рис. 2. Уровень социально-экономического развития муниципальных образований Кемеровской области
Дифференциация в уровне социально-экономического развития муниципальных образований приводит к проблемам при формировании инвестиционной политики, бюджетной политики, планировании развития социальной, экономической сферы региона. Следовательно, анализ особенностей сбалансированности развития муниципальных образований необходим органам местного самоуправления, и региональным органам власти, и конечно, уменьшение отставания экономически менее развитых муниципальных образований должно быть одним из основных векторов их деятельности.