Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

Трансакционный сектор становится ключевой силой развития мировой экономики со второй половины XX века. В России развитие данного сектора началось в процессе перехода к рынку. Трансакционный сектор обеспечивает информацией производителей о потребностях общества и способствует перемещению ресурсов внутри трансформационной сферы. К трансакционному сектору относят оптовую и розничную торговлю, финансы, операции с недвижимостью, осуществление социальных, коммунальных, персональных услуг. Трансакционный сектор соответствует третичной и четверичной экономике.

Эффективность трансакционного сектора определяется экономией производственных ресурсов, которую он обеспечивает. Следовательно, она состоит в снижении трансакционных издержек.

Трансакционный сектор сложно поддается количественному анализу. Тем не менее, можно выделить его общие черты, основываясь на исследованиях органов государственной статистики (с точки зрения распределения организаций по отраслям). В настоящее время на трансакционный сектор приходится порядка 70 % от общего количества предприятий России. Наибольший удельный вес имеет сегмент оптовой и розничной торговли, предприятий по ремонту автотранспортных средств, предметов личного пользования, бытовых изделий. Значительная часть приходится на операции с недвижимостью, включая аренду и предоставление услуг, а оставшийся объем распределяется на доли всех остальных отраслей – финансовой деятельности, транспорта и связи, гостиниц и ресторанов, обеспечения военной безопасности и государственного управления, предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг [2].

Статистические данные свидетельствуют о различной динамике отраслей, которые входят в трансакционный сектор. Например, за последние восемь лет наблюдается увеличение компаний, занимающихся недвижимостью более, чем на 40 %, и прироста организаций транспорта и связи – более 60 % . Анализируется в основном количественный аспект развития трансакционного сектора в России, однако не менее важными являются показатели и результативность функционирования данной сферы. По мнению исследователей в настоящее время уровень национальных трансакционных издержек по-прежнему в несколько раз превышает уровень трансакционных издержек в странах с развитой экономикой. Это свидетельствует о несоответствии отечественной институциональной структуры экономическим реалиям в обществе. Следовательно, трансакционный сектор в экономике России до сих пор находится на стадии развития и становления, что соответственно, тормозит развитие экономики. Таким образом, работа экономической системы становится малоэффективной.

Эффективность трансакционного сектора напрямую влияет на развитие экономики, поскольку слабая инфраструктура делает невозможным рост производства. Эта проблема весьма актуальна актуальна для России на современном этапе. Поэтому реформы, направленные на развитие инноваций, зачастую тормозят из-за слабости трансакционной сферы [3].

К причинам, снижающим возможности регулирующей функции трансакционного сектора, относят: слабое правовое поле, неразвитость рынков, недостаточное развитие информационных систем.

Так же одной из актуальных проблем в современной России является монополизация трансакционного сектора. Это связано не только с наследием переходного периода отечественной экономики, но и с приходом на отечественный рынок трансакционных структур, что влияет на конкурентную среду и искажает ее (происходит уменьшение скорости оборачиваемости и растут затраты на проведение трансакций). Поэтому происходит снижение эффективности не только самого сектора, но и экономики в целом.

Таким образом, для снижения высокого уровня трансакционных издержек в российской экономике необходимо разработать меры для стимулирования качественного развития трансакционного сектора. Для этого необходимы, во-первых, активная государственная поддержка, направленная на создание соответствующей институциональной структуры в стране, во-вторых, значительные информационные, технологические и человеческие ресурсы.