Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

Вопросы инвестиционного характера всегда находились в центре внимания экономических агентов, поскольку грамотное управление инвестициями обеспечивает стабильное экономическое развитие государства в целом [2]. Для того чтобы результаты инвестиционных проектов оправдали вложенные в них денежные средства, необходимо проводить многокритериальный анализ, в процессе которого оцениваются различные аспекты проектов. Несмотря на то, к какой сфере деятельности относится инвестиционный проект (коммерческой или некоммерческой), его оценивание принято проводить в несколько этапов (рис. 1).

pm3.jpg

Рис. 1. Общая последовательность оценивания проекта

В первую очередь, проводится предварительная оценка инвестиционного проекта. На этом этапе изучаются идеи и перспективы проекта, оцениваются предпринимательские возможности инициаторов проекта, а так же исследуют финансовые потребности для его реализации.

В случае положительной предварительной оценки переходят к следующему этапу – институциональной оценке, в процессе которой анализируется совокупность внутренних и внешних факторов, сопровождающих инвестиционный проект на протяжении всего жизненного цикла.

На стадиях финансовой и экономической оценки опираются на количественные показатели, которые позволяют в полной мере отразить экономическую эффективность реализации проекта для компании [3]. Основной задачей в процессе финансовой оценки является расчет ликвидности проекта и его платежеспособности при реализации. На этапе экономической оценки наиболее часто применяются следующие показатели: NPV (чистая приведенная стоимость), IRR (внутренняя норма доходности), PBP (срок окупаемости проекта).

Таким образом, для моделирования системы оценки инвестиционных проектов необходимо учитывать показатели всех четырех вышеописанных этапов. Часто бывает, что даже самый прибыльный проект, с точки зрения финансовых показателей, оказывается убыточным, поскольку экономические агенты недооценивают качественные показатели проекта, которыми могут выступать организационный уровень проекта или анализ его кадрового и производственного потенциала. В данной статье авторы уделяют особое внимание институциональной оценке проекта, которая позволяет проводить всестороннее оценивание, анализируя различные его нефинансовые составляющие.

Сразу же возникает следующая проблема. Каким образом измерить качественные показатели для включения их в модель системы оценки инвестиционных проектов? Для решения этой проблемы авторы предлагают методологию нечеткого моделирования, которая обычно применяется при создании сложных слабоструктурированных и слабоформализованных систем [1].

В качестве примера рассмотрим моделирование институциональной оценки инвестиционных проектов в сфере деятельности МЧС России. Указанные проекты имеют неоспоримую важность в устойчивом социально-экономическом развитии государства. Сфера деятельности указанного министерства относится к разряду некоммерческих – она не ориентирована на получение прибыли. Главная цель государственных программ в области предупреждения чрезвычайных ситуаций – это снижение рисков возникновения ЧС различного рода и уменьшение экономического ущерба от возможных ЧС. Поэтому особую значимость приобретает институциональная оценка проекта, которая позволяет проводить всестороннее оценивание и управление проектом, учитывая различные качественные показатели.

Создание математической модели системы институциональной оценки инвестиционных проектов в сфере деятельности МЧС России по предупреждению чрезвычайных ситуаций производилось на основе нечёткого логического вывода по экспертным нечётким базам знаний типа Мамдани. Первоначально, на основе нормативно-правовых актов, определяющих сферу деятельности МЧС России, совместно с экспертами были разработаны ключевые показатели институциональной оценки. Таковыми явились следующие: y1 – соответствие целям государственных программ; y2 – степень безопасности реализации ИП; y3 – степень проработки ИП; y4 – обоснованность необходимости реализации; y5 – экологичность проекта во время реализации; y6 – техническое обеспечение ИП; y7 – обеспечение персоналом соответствующей квалификации. Затем к ним была применена каскадная структура нечетко-логического вывода, в результате которой первые четыре переменные были объединены в блок Y1=«Организационный уровень ИП», а две последние – в блок Y2=«Обеспеченность силами МЧС».

Модель институциональной оценки инвестиционного проекта – функция вида:

mei2.wmf.

Каждый из показателей является лингвистической переменной с единой шкалой качественных термов: {низкий(ая), средний(яя), высокий(ая)} и значениями параметров: (0; 0; 0,4), (0,1;0,5; 0,9), (0,6; 1; 1) по шкале [0;1] (единица измерения – действительное число. Функциональная зависимость задаётся правилами управления на основе экспертной информации. В качестве терм-множеств лингвистической переменной Y= «Институциональная оценка ИП» эксперты указали {низкая, средняя, высокая} и значения параметров (0;0;0,49), (0,1;0,5;0,9), (0,65;1;1) по шкале [0;1] (единица измерения – действительное число).

Компьютерная реализация данной модели была выполнена в программной среде MatLab с использованием пакета Fuzzy Logic Toolbox и интерактивного модуля fuzzy. На рис. 2(а) приведена трехмерная поверхность «входы Y1; y5 – выход Y», соответствующая синтезированной нечетко-логической системе; на рис. 2(б) – кривая отклика FIS-блока.

Проиллюстрируем работу модели. Для этого проведем моделирование параметров институциональной оценки инвестиционного проекта и оценим значение выходной переменной Y.

pm4.jpg

Рис. 2. Отображение зависимости выхода системы от входов: а –Y1 и y5; б – Y1

Таблица 1

Варианты реализации системы оценки инвестиционного проекта

№ проекта

Y1

y5

Y2

Y

Четкое числовое значение

Элемент терм-множества

1

0,3

0,245

0,456

0,443

Средняя

2

0,35

0,798

0,673

0,512

Средняя

3

0,741

0,958

0,978

0,839

Высокая

4

0,054

0,259

0,392

0,161

Низкая

5

0,199

0,633

0,175

0,353

Средняя

Предлагаемая система институциональной оценки является составной частью системы комплексной оценки ИП в сфере деятельности МЧС по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Она позволяет оценивать проекты, принимая конкретные решения о финансировании; делать выводы о приоритетности финансирования проектов; в случае низкой оценки ИП или же принятия решения об его отклонении выявлять за счет какой группы показателей проект отклонен, что облегчит задачу определения возможных решений по его корректировке. Изменяя ключевые показатели институциональной оценки, построенная система может быть адаптирована и к другим инвестиционным проектам, входные параметры которых содержат качественную информацию.