География современного мирового автомобилестроения динамично изменяется. Япония, как страна, специализирующаяся на выпуске качественных автомобилей, встала перед сложным выбором – сохранить производство у себя в стране, или переориентироваться на производство за рубежом. Мы решили проанализировать на базе имеющейся статистики тенденции изменения географии автомобильных производств в различных японских компаниях.
Рис. 1. Производство японских автомобилей в мире с 2001 по 2012 гг., шт. Построено автором по данным [2]
Посмотрев на график (рис. 1), мы видим, что 2005 год стал переломным в истории развития японского автомобилестроения. Впервые производство японских автомобилей на территории Японии и за рубежом сравнялось. В 2009 году вследствие финансового кризиса производство автомобилей японских компаний на территории Японии резко сократилось. Образовались «ножницы» между кривой производства автомобилей на территории Японии и вне её.
В 2011 году Япония подверглась разрушительному цунами. Пострадали районы автомобилестроения. Например, Айчи, Гифу и Окаяма, где расположены заводы Mitsubishi.Эта природная катастрофа вкупе с финансовым кризисом 2008 года, повлияла на выбор мест производства автомобилей японскими компаниями в пользу зарубежных стран.
Рис. 2. Продажи автомобилей японских компаний на внутреннем рынке, шт. Построено автором по данным [2]
На внутреннем рынке Японии продажи крупнейших и старейших японских автопроизводителей – Toyota, Nissan, и Mitsubishi с 1995 года по настоящее время падают, в то время как компании «среднего звена» даже в условиях финансового кризиса и природных катаклизмов смогли нарастить своё производство (рис. 2).
Объяснить это можно тем, что сами японцы любят компактные автомобили, а именно компании «среднего звена» – такие, как Daihatsu, Honda и Suzuki отлично справляются с этой задачей.
Honda –компания молодого звена, и тоже вполне успешная. Её решение о выходе на рынок было весьма неодобрительно встречено японским правительством, так как считалось, что Honda, конкурируя на мировом рынке с Toyota, Nissan и Mitsubishi, в итоге навредит интересам страны. Однако, преодолев сопротивление японского правительства, Honda начала производить и экспортировать недорогие и экономичные седаны, став вторым по величине производителем автомобилей в Японии.
Существенные различия между названными компаниями – фирмами Toyota, Nissan< Mitshubishi, с одной стороны, остальными фирмами – с другой, кроются не только в том, что динамика производства в них последние годы разнонаправлена, но и в том, что география производственных мощностей у них кардинально отличается. Рассмотрим эти различия на примере двух производителей.
Так, у крупнейшего японского производителя автомобилей – компании Toyota большая часть производственных мощностей сосредоточена в Европе, а у компании Honda их там практически нет (рис. 3, рис. 4). К тому же у Toyota за границей производится лишь в 1,7 раза больше автомобилей, чем в самой Японии, в то время как у Honda производство за рубежом в три раза больше.
Для Honda и для всех автомобильных компаний Японии перенос производства в другие страны – отличный способ снизить издержки (рис. 5). Частый рост иены приводит к снижению конкурентоспособности японских товаров из-за увеличения цен на них. К тому же в 90-е гг. в Японии произошел значительный рост стоимости рабочей силы примерно с 60 % в конце 1980-х гг. до 70 % добавленной стоимости в 1994 г. [1]. Всё это мешает японским компаниям сохранять за собой статус производителей дешёвых и надёжных автомобилей. Исправить всё это может только отток промышленного капитала в страны с низкими производственными издержками – Китай, Таиланд, Индонезию, Россию и т.д. Например, средняя месячная заработная плата в долларах США по ППС за 2012 г. в Японии составила $2522 (в США $3263), тогда как в России – $1215, КНР – $656, Вьетнаме – $185, Индонезии – $250, Филиппинах – $279 [3]. Другой причиной переноса производства в КНР, Таиланд, Индонезию и т.д. служит дешевизна земли под застройку и низкие налоги.
Причиной же массового переноса производства в США, Канаду и некоторые европейские страны служит то, что большинство моделей японских автомобилей пользуются здесь наибольшим спросом. Все крупнейшие японские автомобильные компании имеют филиалы в США.
Необходимо отметить, что решение о переносе производств за границу именно японскими компаниями принималось с трудом. Если бы руководство японских компаний-автопроизводителей руководствовалось только соображениями финансовой выгоды и не принимало в расчет суждений более высокого уровня, то контролируемое им автомобильное производство давно уже было бы полностью перенесено в страны с меньшими промышленными издержками.
Рис. 3. Производство автомобилей компании Toyota по регионам с 2001 по 2011 гг., шт. Построено автором по данным [4]
Рис. 4. Производство автомобилей компании Honda по регионам с 2011 по 2014 гг., шт. Построено автором по данным [5]
Рис. 5. Производство японских марок автомобилей, шт. Построено автором по данным: [2]
Но руководство компаний вынуждено учитывать некоторые национальные интересы своей страны, поэтому автокомпания намерена все-таки поддерживать объем производства автомобилей в Японии на уровне в 3 млн. автомобилей ежегодно. К тому же коренные технологические секреты должны сохраняться внутри страны. Перенося производство за рубеж, компании оставляют за собой изготовление наиболее важных узлов – двигателей, коробок передач. Таким образом, автопроизводитель ещё и сохраняет рабочие места в сфере производства запчастей и комплектующих и избегает массовых увольнений в иных отраслях. Такая политика приводит к тому, что динамика производства в Японии и США схожи, ведь производство в Америке зависит от поставок комплектующих из Японии.
И, конечно, важным аргументом в пользу зарубежного производства для японских автопроизводителей является безопасность – заводы вне Японии не только застраховывают компании от изменения курса, но и помогают оградить производителей от землетрясений и цунами. Японским автопроизводителям, пострадавшим от природных катастроф в 2011 пришлось приостановить и зарубежные предприятия, которые страдали от нехватки комплектующих, что существенно повлияло и на мировое производство японских автомобилей.
Таким образом, в условиях финансового кризиса и природных катаклизмов, японские компании снижают издержки, перенося производство за рубеж. Эти процессы идут с трудом, особенно в старейших компаниях, и не могут не затронуть внутренний рынок – в стране производство автогигантов падает и перестаёт ориентироваться на экспорт.