Алюминиевая промышленность – это отрасль цветной металлургии, которая объединяет в себе огромный комплекс предприятий по созданию алюминия. Алюминиевая продукция из всех отраслей цветной металлургии занимает первое место по производству и потреблению в мире. Потребителями алюминиевых продуктов являются такие отрасли, как: машиностроительная, металлообрабатывающая, транспорт, строительная, химическая, пищевая и др.
Спрос на этот «легкий» металл постоянно увеличивается. Значительные объемы алюминия используются на нужды транспортной (в том числе в транспортном машиностроении) и строительной отраслей экономики (разного рода алюминиевая строительная продукция, алюминиевые кровельные материалы и алюминиевая облицовка зданий). Алюминий продолжает заменять тяжеловесную сталь в производстве легковых и грузовых автомобилей, велосипедов.
Из алюминиевых сплавов делают детали фюзеляжа самолетов, части корпусов автомобилей и поездов, детали топливных систем, систем кондиционирования, части моторов, яхты и морские суда, космические корабли и проч. Алюминий незаменим при производстве линий электропередач и телефонных проводов, радиолокаторов, конденсаторов, телевизионных антенн и спутниковых «тарелок». Расширение применения алюминия в электротехнике подтолкнет спрос на алюминиевые полуфабрикаты, такие как алюминиевая проволока, алюминиевые прутки и алюминиевые профили.
Соединения алюминия находят применение в химической промышленности (катализаторы) и в металлургии (сплавы). В сфере упаковки – это пищевая алюминиевая фольга, алюминиевые баллончики для аэрозолей и алюминиевые банки для напитков. Промышленность по производству мобильных средств связи потребляет немалое количество алюминия. Все ведущие бренды – Samsung, Sony, Lenovo, HTC, Xiaome и iPhone – имеют свои собственные алюминиевые смартфоны.
Алюминиевая промышленность включает в себя три основные стадии, составляющие общий производственный цикл: добычу алюминиевых руд (бокситов, нефелинов и алунитов), производство глинозема и выплавку металлического алюминия, а также производство проката и полуфабрикатов. Все большее значение в последние годы приобретает производство металла из вторичного сырья. Каждая стадия характеризуется разным количеством потребляемой энергии (производство глинозема – большим количеством тепловой, первичного алюминия – очень большим количеством электроэнергии, вторичного алюминия – небольшим ее использованием).
Стадии алюминиевого производства ныне фактически сформировались в отдельные отрасли. Причем, образовался значительный территориальный разрыв между производствами (как между добычей руды и производством глинозема, так и между последним и выплавкой готового металла). В настоящее время на мировой рынок поступает около 30 % добываемых в мире бокситов, а также более 50 % произведенного глинозема и выплавляемого алюминия. Подобной степени структурно-географического разделения не наблюдается ни водной другой отрасли металлургии.
Производство алюминия – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей, хотя возникла она лишь в конце XIX в., когда был предложен и апробирован способ получения алюминия электролизом глинозема, растворенного в криолите. Алюминий был чрезвычайно дорогим металлом. Сегодня он занимает второе место в мире по объемам потребления среди всех металлов, уступая лишь стали.
Вся мировая выплавка алюминия в 1895 г. составлялаоколо 2,5 тыс. т. К. 1930 г. выпуск алюминия во всем мире увеличился до 270 тыс. т (что соответствует мощности среднего современного алюминиевого завода). В середине ХХ в. производство алюминия в мире достигло 2 млн т в год, а в 197 г. – 10 млн т. В 2014 г. объем производства первичного алюминия – около 50 млн т.[1] Динамику производства в странах-лидерах отрасли и объемы их мощностей показывает табл. 1.
Столь быстрый рост производства алюминия обусловлен как развитием технологий его производства, так и расширением сфер его применения (рис. 1). По данным статистики на мировом рынке происходит активный рост потребления алюминия, в среднем потребность каждый год увеличивается на 5–7 % .
Таблица 1
Список стран крупнейших производителей алюминия в мире, 2013–2014 гг.
Страна производства алюминия |
Производство алюминия, тыс.тонн |
Годовые производственные мощности, тыс.тонн |
||
2013 |
2014 |
2013 |
2014 |
|
США |
1946 |
1720 |
2700 |
2330 |
Аргентина |
425 |
425 |
455 |
455 |
Австралия |
1780 |
1680 |
1820 |
1630 |
Бахрейн |
913 |
930 |
970 |
970 |
Бразилия |
1300 |
960 |
1700 |
1700 |
Канада |
2970 |
2940 |
3020 |
2990 |
Китай |
22100 |
23300 |
32000 |
32500 |
Германия |
492 |
500 |
620 |
620 |
Исландия |
800 |
810 |
840 |
840 |
Индия |
1700 |
2100 |
2580 |
2890 |
Мозамбик |
570 |
560 |
570 |
570 |
Норвегия |
1100 |
1200 |
1230 |
1230 |
Катар |
600 |
610 |
610 |
610 |
Россия |
3720 |
3500 |
4040 |
4180 |
Саудовская Аравия |
190 |
500 |
740 |
740 |
ЮАР |
822 |
735 |
810 |
715 |
ОАЭ |
1860 |
2400 |
1900 |
2400 |
Другие страны |
4290 |
4440 |
6330 |
6280 |
Весь мир |
47600 |
49300 |
62900 |
63700 |
*По данным Геологической службы США. Источник:http://minerals.usgs.gov/minerals/pubs/commodity/aluminum/mcs-2013–alumi.pdf.
Источник:http://www.aluminiumleader.ru/economics/how_aluminium_market_works/
Учитывая данные на 2014г. лидирующую позицию по производству алюминия занимает Китай – 23300 тыс. тонн, а после него идет Россия с 3500 тыс. тонн. За период с 2008–2014гг. Китай увеличил оборот производства продукции, а Россия,наоборот, уменьшила.Россия занимает 2 место с долей 6,8 % в мировом производстве алюминия, после Китая, у которого 45 % мирового производства (2014 г.).
Россия является крупным экспортером алюминия в мире: 15,3 % мирового экспорта. На экспорт поступает 82,7 % собственного производства. Тем самым получается, что состояние российской алюминиевой промышленности зависит от конъюнктуры на мировом рынке.
В 2014 г. деятельность всех мировых производителей алюминия, исключением был Китай, была направлена на сокращение производства и ликвидацию убыточных мощностей с целью сокращения избытка металла на рынке, образовавшегося в предыдущие годы еще со времен кризиса 2008 г., когда произошел дисбаланс между спросом и предложением.
Мировое производство первичного алюминия в 2014 г. составило 53057 тыс. т (+4,8 % к 2013 г.). Но при этом сформировался дефицит алюминия в размере 849 тыс. т (1,6 % производства), что спровоцировало стремительный рост цен: с минимальных значений 1641,5 US$/т в начале года до годовых максимумов в 2114 US$/т к сентябрю 2014 г. Среднегодовые цены после 3–х лет падения в 2014 г. выросли на 1,3 % до 1869,49 US$/т.
Считаю необходимым показать в работе, каким образом происходит деление алюминиевого рынка. Во-первых, рынок делится на производителей первичного алюминия и сплавов на его основе, иначе называемый сегмент upstream; во-вторых, производителей алюминиевой продукцией, иначе называемый сегмент downstream; в-третьих, на производителей алюминия из вторичного сырья.
Мировые лидеры в производстве алюминия представляют собой в основном вертикально-интегрированные холдинги, которые уже включают в свой состав не только бокситовые рудники, но и заводы по созданию глинозема (табл. 2). Вертикальная интеграция гарантирует владельцам компаний то, что они становятся, не только независимы от колебания цен на мировом рынке, но независимы и от других факторов, которые могут повлиять на компанию, тем самым происходит обеспечение сырьевой базой, и, как следствие, непрерывный процесс производства. Необходимо сказать, что в регионах, где расположена добыча бокситов, располагаются рядом и заводы по производству глинозема, благодаря этому создается возможность экспортировать продукт с добавленной стоимостью.
Upstream-производители – это российская компания РУСАЛ, американская компания Alcoa, австралийско-британский концерн RioTinto, норвежская Hydro в Западной Европе, китайские компании – Chalco, Hongqiao, Xinfa, EastHope, и их количество постоянно растет, а из Ближнего Востока – EGA (объединенные Dubal и Emal), Alba, QatarAluminium, SoharAluminium и другие компании, а из Индии – Hindalco, Vedanta и другие.
Downstream-производителей возможно насчитать огромное количество, но самыми крупными из них являются – американские Novelis и Aleris, британская Rexam, европейские Constellium и SAPA и другие компании, которые производят алюминиевые банки, фасадные материалы, части фюзеляжа и корпусов автомобилей, материалы упаковки, трубы, панели, профили и прочие виды огромного списка алюминиевой продукции. Downstream-сегмент в РУСАЛ – это производство разнообразных видов алюминиевой фольги для нужд пищевой, строительной и электротехнической отраслей промышленности.
Мировую алюминиевую промышленность контролируют 6 ведущих предприятий – это более 40 % производства алюминия. Российское производство алюминия с 2007 г. после слияния с СУАЛ сконцентрировалось в компании РУСАЛ, которая в свою очередь обеспечивает 100 % выпуск первичного алюминия на территории России. По данным 2014 г. компания РУСАЛ занимает место крупнейшего производителя алюминия в мире.
Компания ОК РУСАЛ имеет в своих владениях 14 алюминиевых заводов и 12 из которых расположены на территории России, один в Швеции и один в Нигерии. Главные активы компании расположены в Сибири, на них приходится около 95 % всех объемов алюминия компании. Например, БрАЗ и КрАЗ вместе обеспечивают примерно половину объема выпускаемого ОК РУСАЛ алюминия.
Таблица 2
Крупнейшие производители в мире, 2014 г.
Компания |
Количество произведенного материала |
UCRusal6,7 % |
3601 |
Chalco6,2 % |
3380 |
Rio Tinto 6,2 % |
3361 |
Hongqiao Group 5,8 % |
3158 |
Alcoa 5,8 % |
3125 |
CPI 4,9 % |
2669 |
EGA (Dabal+Emal) 4,3 % |
2341 |
Xinfa Group 4,3 % |
2306 |
Norsk Hydro 3,6 % |
1958 |
East Hope 2,6 % |
1395 |
Источник: http://www.ra-national.ru/sites/default/files/other/metallurg_2014.pdf.
Результаты производства алюминия ОК РУСАЛ на 31.12.2014 г.
Актив |
Местонахождение |
Процент собственности |
Номинальная мощность, тыс. т |
Коэффициент использования мощностей |
Сибирь |
||||
Братский алюминиевый завод |
Россия |
100 % |
1006 |
100 % |
Красноярский алюминиевый завод |
Россия |
100 % |
1008 |
100 % |
Саяногорский алюминиевый завод |
Россия |
100 % |
542 |
95 % |
Новокузнецкий алюминиевый завод |
Россия |
100 % |
215 |
96 % |
Хакасский алюминиевый завод |
Россия |
100 % |
297 |
97 % |
Иркутский алюминиевый завод |
Россия |
100 % |
529 |
74 % |
Россия (без учета Сибири)* |
||||
Богословский алюминиевый завод |
Россия |
100 % |
0 |
0 % |
Уральский алюминиевый завод |
Россия |
100 % |
75 |
0 % |
Волгоградский алюминиевый завод |
Россия |
100 % |
168 |
0 % |
Волховский алюминиевый завод |
Россия |
100 % |
0 |
0 % |
Надвоицкий алюминиевый завод |
Россия |
100 % |
24 |
50 % |
Кандалакшский алюминиевый завод |
Россия |
100 % |
76 |
84 % |
Другие страны |
||||
КУБАЛ |
Швеция |
100 % |
128 |
88 % |
ALSCON |
Нигерия |
85 % |
96 |
0 % |
Общая номинальная мощность |
4164 |
86 % |
Источник: http://www.rusal.ru/investors/info/moex/.
У компании произойдет увеличение выпуска алюминиевой продукции по данным ОК РУСАЛ, будет происходить реализация проекта БЭМО, который предусматривает строительство Богучанской гидроэлектростанции мощностью 3 000 МВт и Богучанского алюминиевого завода в Красноярском крае (Сибирь) мощностью 588 тыс. тонн алюминия в год.
Капитальные затраты на строительство Богучанского алюминиевого завода (до мощности 298 тыс. тонн в год), понесенные и запланированные, в настоящее время оцениваются примерно в 1 612 млн долларов США4 (доля ОК РУСАЛ в капитальных затратах составит примерно 806 млн долларов США), из них примерно 1 187 млн долларов США уже понесены по состоянию на 31 декабря 2014 года (доля ОК РУСАЛ составила примерно 594 млн долларов США). Фактические капитальные затраты Богучанского алюминиевого завода в 2014 году составили 150,6 млн долларов США (доля ОК РУСАЛ в них – 75,3 млн долларов США).
В будущем РУСАЛ намерен закрепить свои лидерские позиции в отрасли и продолжить работу над повышением эффективности, расширением ассортимента продукции, усилением позиций на ключевых рынках и развитием долгосрочных отношений с клиентами. Данные направления деятельности обеспечат рост финансовых показателей и капитализации компании в интересах ее акционеров.
Выводы. Производство алюминия в мире из года в год будет расти вслед за непрерывно растущим спросом на этот металл.Этому способствуют новейшие разработки в автомобилестроении, урбанизация и стремительный рост городов, новые возможности использования алюминия в качестве замены меди в энергетике, широкое применение в электротехнике и многое другое.
Крупнейшие корпорации – мировые лидеры в производстве алюминия представляют собой в основном вертикально-интегрированные холдинги, которые включают в свой состав не только бокситовые рудники, но и заводы по созданию глинозема. Иными словами владеют всеми стадиями производства алюминия.
В последние годы мировая алюминиевая промышленность испытывает кризис – цены на алюминий снижаются. Но при этом производство металла в Китае (лидер отрасли) продолжает расти, создавая проблемы производителям и рынкам развитых стран.