Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

Алюминиевая промышленность – это отрасль цветной металлургии, которая объединяет в себе огромный комплекс предприятий по созданию алюминия. Алюминиевая продукция из всех отраслей цветной металлургии занимает первое место по производству и потреблению в мире. Потребителями алюминиевых продуктов являются такие отрасли, как: машиностроительная, металлообрабатывающая, транспорт, строительная, химическая, пищевая и др.

Спрос на этот «легкий» металл постоянно увеличивается. Значительные объемы алюминия используются на нужды транспортной (в том числе в транспортном машиностроении) и строительной отраслей экономики (разного рода алюминиевая строительная продукция, алюминиевые кровельные материалы и алюминиевая облицовка зданий). Алюминий продолжает заменять тяжеловесную сталь в производстве легковых и грузовых автомобилей, велосипедов.

Из алюминиевых сплавов делают детали фюзеляжа самолетов, части корпусов автомобилей и поездов, детали топливных систем, систем кондиционирования, части моторов, яхты и морские суда, космические корабли и проч. Алюминий незаменим при производстве линий электропередач и телефонных проводов, радиолокаторов, конденсаторов, телевизионных антенн и спутниковых «тарелок». Расширение применения алюминия в электротехнике подтолкнет спрос на алюминиевые полуфабрикаты, такие как алюминиевая проволока, алюминиевые прутки и алюминиевые профили.

Соединения алюминия находят применение в химической промышленности (катализаторы) и в металлургии (сплавы). В сфере упаковки – это пищевая алюминиевая фольга, алюминиевые баллончики для аэрозолей и алюминиевые банки для напитков. Промышленность по производству мобильных средств связи потребляет немалое количество алюминия. Все ведущие бренды – Samsung, Sony, Lenovo, HTC, Xiaome и iPhone – имеют свои собственные алюминиевые смартфоны.

Алюминиевая промышленность включает в себя три основные стадии, составляющие общий производственный цикл: добычу алюминиевых руд (бокситов, нефелинов и алунитов), производство глинозема и выплавку металлического алюминия, а также производство проката и полуфабрикатов. Все большее значение в последние годы приобретает производство металла из вторичного сырья. Каждая стадия характеризуется разным количеством потребляемой энергии (производство глинозема – большим количеством тепловой, первичного алюминия – очень большим количеством электроэнергии, вторичного алюминия – небольшим ее использованием).

Стадии алюминиевого производства ныне фактически сформировались в отдельные отрасли. Причем, образовался значительный территориальный разрыв между производствами (как между добычей руды и производством глинозема, так и между последним и выплавкой готового металла). В настоящее время на мировой рынок поступает около 30 % добываемых в мире бокситов, а также более 50 % произведенного глинозема и выплавляемого алюминия. Подобной степени структурно-географического разделения не наблюдается ни водной другой отрасли металлургии.

Производство алюминия – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей, хотя возникла она лишь в конце XIX в., когда был предложен и апробирован способ получения алюминия электролизом глинозема, растворенного в криолите. Алюминий был чрезвычайно дорогим металлом. Сегодня он занимает второе место в мире по объемам потребления среди всех металлов, уступая лишь стали.

Вся мировая выплавка алюминия в 1895 г. составлялаоколо 2,5 тыс. т. К. 1930 г. выпуск алюминия во всем мире увеличился до 270 тыс. т (что соответствует мощности среднего современного алюминиевого завода). В середине ХХ в. производство алюминия в мире достигло 2 млн т в год, а в 197 г. – 10 млн т. В 2014 г. объем производства первичного алюминия – около 50 млн т.[1] Динамику производства в странах-лидерах отрасли и объемы их мощностей показывает табл. 1.

Столь быстрый рост производства алюминия обусловлен как развитием технологий его производства, так и расширением сфер его применения (рис. 1). По данным статистики на мировом рынке происходит активный рост потребления алюминия, в среднем потребность каждый год увеличивается на 5–7 % .

Таблица 1

Список стран крупнейших производителей алюминия в мире, 2013–2014 гг.

Страна производства

алюминия

Производство алюминия, тыс.тонн

Годовые производственные мощности, тыс.тонн

2013

2014

2013

2014

США

1946

1720

2700

2330

Аргентина

425

425

455

455

Австралия

1780

1680

1820

1630

Бахрейн

913

930

970

970

Бразилия

1300

960

1700

1700

Канада

2970

2940

3020

2990

Китай

22100

23300

32000

32500

Германия

492

500

620

620

Исландия

800

810

840

840

Индия

1700

2100

2580

2890

Мозамбик

570

560

570

570

Норвегия

1100

1200

1230

1230

Катар

600

610

610

610

Россия

3720

3500

4040

4180

Саудовская Аравия

190

500

740

740

ЮАР

822

735

810

715

ОАЭ

1860

2400

1900

2400

Другие страны

4290

4440

6330

6280

Весь мир

47600

49300

62900

63700

*По данным Геологической службы США. Источник:http://minerals.usgs.gov/minerals/pubs/commodity/aluminum/mcs-2013–alumi.pdf.

pros7.jpg

Источник:http://www.aluminiumleader.ru/economics/how_aluminium_market_works/

Учитывая данные на 2014г. лидирующую позицию по производству алюминия занимает Китай – 23300 тыс. тонн, а после него идет Россия с 3500 тыс. тонн. За период с 2008–2014гг. Китай увеличил оборот производства продукции, а Россия,наоборот, уменьшила.Россия занимает 2 место с долей 6,8 % в мировом производстве алюминия, после Китая, у которого 45 % мирового производства (2014 г.).

Россия является крупным экспортером алюминия в мире: 15,3 % мирового экспорта. На экспорт поступает 82,7 % собственного производства. Тем самым получается, что состояние российской алюминиевой промышленности зависит от конъюнктуры на мировом рынке.

В 2014 г. деятельность всех мировых производителей алюминия, исключением был Китай, была направлена на сокращение производства и ликвидацию убыточных мощностей с целью сокращения избытка металла на рынке, образовавшегося в предыдущие годы еще со времен кризиса 2008 г., когда произошел дисбаланс между спросом и предложением.

Мировое производство первичного алюминия в 2014 г. составило 53057 тыс. т (+4,8 % к 2013 г.). Но при этом сформировался дефицит алюминия в размере 849 тыс. т (1,6 % производства), что спровоцировало стремительный рост цен: с минимальных значений 1641,5 US$/т в начале года до годовых максимумов в 2114 US$/т к сентябрю 2014 г. Среднегодовые цены после 3–х лет падения в 2014 г. выросли на 1,3 % до 1869,49 US$/т.

Считаю необходимым показать в работе, каким образом происходит деление алюминиевого рынка. Во-первых, рынок делится на производителей первичного алюминия и сплавов на его основе, иначе называемый сегмент upstream; во-вторых, производителей алюминиевой продукцией, иначе называемый сегмент downstream; в-третьих, на производителей алюминия из вторичного сырья.

Мировые лидеры в производстве алюминия представляют собой в основном вертикально-интегрированные холдинги, которые уже включают в свой состав не только бокситовые рудники, но и заводы по созданию глинозема (табл. 2). Вертикальная интеграция гарантирует владельцам компаний то, что они становятся, не только независимы от колебания цен на мировом рынке, но независимы и от других факторов, которые могут повлиять на компанию, тем самым происходит обеспечение сырьевой базой, и, как следствие, непрерывный процесс производства. Необходимо сказать, что в регионах, где расположена добыча бокситов, располагаются рядом и заводы по производству глинозема, благодаря этому создается возможность экспортировать продукт с добавленной стоимостью.

Upstream-производители – это российская компания РУСАЛ, американская компания Alcoa, австралийско-британский концерн RioTinto, норвежская Hydro в Западной Европе, китайские компании – Chalco, Hongqiao, Xinfa, EastHope, и их количество постоянно растет, а из Ближнего Востока – EGA (объединенные Dubal и Emal), Alba, QatarAluminium, SoharAluminium и другие компании, а из Индии – Hindalco, Vedanta и другие.

Downstream-производителей возможно насчитать огромное количество, но самыми крупными из них являются – американские Novelis и Aleris, британская Rexam, европейские Constellium и SAPA и другие компании, которые производят алюминиевые банки, фасадные материалы, части фюзеляжа и корпусов автомобилей, материалы упаковки, трубы, панели, профили и прочие виды огромного списка алюминиевой продукции. Downstream-сегмент в РУСАЛ – это производство разнообразных видов алюминиевой фольги для нужд пищевой, строительной и электротехнической отраслей промышленности.

Мировую алюминиевую промышленность контролируют 6 ведущих предприятий – это более 40 % производства алюминия. Российское производство алюминия с 2007 г. после слияния с СУАЛ сконцентрировалось в компании РУСАЛ, которая в свою очередь обеспечивает 100 % выпуск первичного алюминия на территории России. По данным 2014 г. компания РУСАЛ занимает место крупнейшего производителя алюминия в мире.

Компания ОК РУСАЛ имеет в своих владениях 14 алюминиевых заводов и 12 из которых расположены на территории России, один в Швеции и один в Нигерии. Главные активы компании расположены в Сибири, на них приходится около 95 % всех объемов алюминия компании. Например, БрАЗ и КрАЗ вместе обеспечивают примерно половину объема выпускаемого ОК РУСАЛ алюминия.

Таблица 2

Крупнейшие производители в мире, 2014 г.

Компания

Количество произведенного материала

UCRusal6,7 %

3601

Chalco6,2 %

3380

Rio Tinto 6,2 %

3361

Hongqiao Group 5,8 %

3158

Alcoa 5,8 %

3125

CPI 4,9 %

2669

EGA (Dabal+Emal) 4,3 %

2341

Xinfa Group 4,3 %

2306

Norsk Hydro 3,6 %

1958

East Hope 2,6 %

1395

Источник: http://www.ra-national.ru/sites/default/files/other/metallurg_2014.pdf.

Результаты производства алюминия ОК РУСАЛ на 31.12.2014 г.

Актив

Местонахождение

Процент

собственности

Номинальная

мощность,

тыс. т

Коэффициент

использования

мощностей

Сибирь

Братский алюминиевый завод

Россия

100 %

1006

100 %

Красноярский алюминиевый завод

Россия

100 %

1008

100 %

Саяногорский алюминиевый завод

Россия

100 %

542

95 %

Новокузнецкий алюминиевый завод

Россия

100 %

215

96 %

Хакасский алюминиевый завод

Россия

100 %

297

97 %

Иркутский алюминиевый завод

Россия

100 %

529

74 %

Россия (без учета Сибири)*

Богословский алюминиевый завод

Россия

100 %

0

0 %

Уральский алюминиевый завод

Россия

100 %

75

0 %

Волгоградский алюминиевый завод

Россия

100 %

168

0 %

Волховский алюминиевый завод

Россия

100 %

0

0 %

Надвоицкий алюминиевый завод

Россия

100 %

24

50 %

Кандалакшский алюминиевый завод

Россия

100 %

76

84 %

Другие страны

КУБАЛ

Швеция

100 %

128

88 %

ALSCON

Нигерия

85 %

96

0 %

Общая номинальная мощность

   

4164

86 %

Источник: http://www.rusal.ru/investors/info/moex/.

У компании произойдет увеличение выпуска алюминиевой продукции по данным ОК РУСАЛ, будет происходить реализация проекта БЭМО, который предусматривает строительство Богучанской гидроэлектростанции мощностью 3 000 МВт и Богучанского алюминиевого завода в Красноярском крае (Сибирь) мощностью 588 тыс. тонн алюминия в год.

Капитальные затраты на строительство Богучанского алюминиевого завода (до мощности 298 тыс. тонн в год), понесенные и запланированные, в настоящее время оцениваются примерно в 1 612 млн долларов США4 (доля ОК РУСАЛ в капитальных затратах составит примерно 806 млн долларов США), из них примерно 1 187 млн долларов США уже понесены по состоянию на 31 декабря 2014 года (доля ОК РУСАЛ составила примерно 594 млн долларов США). Фактические капитальные затраты Богучанского алюминиевого завода в 2014 году составили 150,6 млн долларов США (доля ОК РУСАЛ в них – 75,3 млн долларов США).

В будущем РУСАЛ намерен закрепить свои лидерские позиции в отрасли и продолжить работу над повышением эффективности, расширением ассортимента продукции, усилением позиций на ключевых рынках и развитием долгосрочных отношений с клиентами. Данные направления деятельности обеспечат рост финансовых показателей и капитализации компании в интересах ее акционеров.

Выводы. Производство алюминия в мире из года в год будет расти вслед за непрерывно растущим спросом на этот металл.Этому способствуют новейшие разработки в автомобилестроении, урбанизация и стремительный рост городов, новые возможности использования алюминия в качестве замены меди в энергетике, широкое применение в электротехнике и многое другое.

Крупнейшие корпорации – мировые лидеры в производстве алюминия представляют собой в основном вертикально-интегрированные холдинги, которые включают в свой состав не только бокситовые рудники, но и заводы по созданию глинозема. Иными словами владеют всеми стадиями производства алюминия.

В последние годы мировая алюминиевая промышленность испытывает кризис – цены на алюминий снижаются. Но при этом производство металла в Китае (лидер отрасли) продолжает расти, создавая проблемы производителям и рынкам развитых стран.