На сегодняшний день инновационная деятельность является перспективным направлением для большинства сфер экономики. Одной из таких разработок, успешно применяемой в Европе, стали «Self checkout» – так называемые кассы самообслуживания в магазинах розничной торговли.
В качестве положительных сторон данной системы для сокращения издержек предпринимателя в первую очередь можно отметить использование меньшего количества персонала. Работодатель значительно переплачивает кассирам, когда кассы магазинов пусты и работают лишь несколько из-за малого количества покупателей. Кассы самообслуживания позволяют значительно урезать количество кассиров, т.к. один сотрудник способен следить за несколькими кассами одновременно. Также, персонал, работающий в зале не обязательно должен быть высококвалифицированным, а отстранение кассира от работы с денежными купюрами позволит снизить риск махинаций и обманных схем работодателя. Происходит автоматическое отслеживание наличия или отсутствия денег в кассе, добавляется размер и инкассируется выручка. Кроме того, производится полный контроль подлинности купюр машиной, т.к. ни один работник не сможет полностью проконтролировать отсутствие фальшивых купюр в кассе. В качестве плюсов данной системы можно отметить сокращение денежных средств, перечисляемых в государственные Внебюджетные фонды за счет сокращения рабочего персонала на предприятии. Также «Селф-чекауты» занимают минимальное пространство, что может быть полезно для небольших магазинов с маленькой площадью. Возможно самым большим преимуществом является скорость, с которой клиенты могут отсканировать и оплатить свои покупки. В следствие чего уменьшаются очереди во время сезонных распродаж или в час-пик, что сводит к минимуму нагрузку на работающий персонал.
Самым большим минусом внедрения данной системы стали трудности с клиентами. Процесс сканирования и оплаты товара может вызвать ряд неудобств. Только в последние несколько лет, супермаркеты устанавливают у себя гибридную конфигурацию кассово-расчетного узла, позволяющую сканировать покупки с помощью продавца, а оплату производить в специально отведенных для этого кассовых аппаратах. Экспансия систем self-checkout столкнулась с серьезным препятствием в областях, где машина юридически не может продать товар. Во-первых, это алкогольные и табачные товары, во-вторых, различные лекарственные препараты, которые выдаются только по рецепту врача. Следовательно, введение системы self-checkout в России не исключает работу традиционных касс и кассиров, как гарантов соблюдения правил продажи товаров некоторых категорий.
В России кассы самообслуживания появились сравнительно недавно, создание системы self-checkout затраты включают в себя не только стоимость кассовых аппаратов, но и их интеграцию в IT- структуру торговой сети, в платежные системы и т.д. Срок окупаемости таких затрат в России, по данным составляет от года до полутора. В основном предприниматель экономит средства, сокращая затраты на персонал. Так по статистике одна «умная касса» освобождает 40 часов рабочего времени в неделю, а отстраненные от работы кассиры могут быть переведены на другие должности, что даст возможность исправить мелкие недочеты в торговых сетях, начиная от неправильно расставленных товарах, заканчивая просроченной продукцией. В дополнение к высокой стоимости, российские предприниматели уверены, что новый кассовый аппарат создаст больше проблем и воровства среди покупателей. Но при слажено работающей системе, включающей традиционную охрану магазина, камеры видеонаблюдения, EAS-оборудование и RFID-метки, позволяющие автоматически идентифицировать изделие с помощью радиоволн, процент краж значительно сократился в размерах.
В результате изучения различных источников и аспектов данной проблемы мы пришли к выводу, что система self-checkout позволяет сократить издержки в результате:
минимизации количества рабочих кадров,
снижения процента воровства среди покупателей и продавцов,
сокращения используемого пространства для кассового расчета,
полного автоматического контроля сканируемой продукции и денежных средств в кассе,
контроля подлинности купюр и сокращения объемов очередей в час-пик.
Однако любая инновация, особенно в сфере торговли и предпринимательства, требует большое количество времени, чтобы вписаться в рамки современного общества, неспособное быстро реагировать на изменения.