Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

Safronova M.I. 1
1

Неоспорим тот факт, что сегодня развитие многих отраслей науки возможно только благодаря объединению интеллектуального потенциала стран мира. Постепенно формирующаяся на базе этого принципа глобальная экономика знаний представляет собой систему с широким спектром географически рассредоточенных экономических функций[1]. Де-факто данная система является своеобразным Ренессансом в эволюции типов экономики, основным фактором развития которого становится человеческий капитал. В таких условиях люди, наряду с капиталом, товарами и услугами, становятся все более мобильными. Кроме того, одним из неизбежных комплементарных процессов становится перелив интеллектуального капитала в форме миграции человеческих ресурсов с высоким уровнем образовательного потенциала.

На сегодняшний день рынок высококвалифицированных кадров является наиболее конкурентным сегментом мирового рынка труда, и многие страны соревнуются в разработке административных, налоговых и прочих преференций для высококвалифицированных иностранных специалистов, инвесторов и предпринимателей (бизнес-мигрантов). Российская Федерация, также включившаяся, по словам экс-президента страны Дмитрия Медведева, в процесс «охоты за головами»[2], не является исключением из общего правила. Вышедшая на мировой рынок труда фактически только в 1990-х гг., когда мировой рынок иностранной рабочей силы уже сложился, наша страна методом проб и ошибок только формирует эффективную нормативную базу по миграционному регулированию, а в частности по привлечению иностранных высококвалифицированных специалистов на отечественный рынок труда и наращиванию интеллектуального капитала страны.

Тенденции миграции и направления миграционных потоков высококвалифицированных кадров в Российской Федерации

Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии современной России. Нашей стране, как и любому другому государству мира, на текущий момент не под силу обеспечить профессиональную подготовку полного спектра профессий, которые в условиях глобализирующейся и быстро меняющейся структуры производства и сферы услуг необходимы для обеспечения конкурентоспособности национальной экономики[3]. Таким образом, привлечение иностранных специалистов хоть и не является панацеей, но все же становится объективным способом решения существующей проблемы.

Кроме того, сокращение численности и старение национальной рабочей силы формируют зависимость экономического развития от притока иностранной рабочей силы для восполнения дефицита рынка труда. В этих условиях отток трудоспособного российского населения для работы в других странах, особенно если речь идет о квалифицированных специалистах, – важный дестабилизирующий фактор для российской экономики и тормоз на пути реализации крупных экономических проектов. На сегодняшний день Россия на глобальной миграционной карте выступает одновременно в трех ипостасях[4] (рисунок).

Объективная реальность такова, что эмиграционный отток квалифицированной рабочей силы из страны в количественном выражении ниже, нежели приток высококвалифицированных мигрантов (за исключением оттока кандидатов наук в страны мира без учета СНГ) (см. табл. 1, 2). Главными центрами притяжения отечественной рабочей силы «высшего качества» выступают страны СНГ, а среди других стран мира – государства с развитым научным сектором: США, Канада, Германия, Франция, Великобритания, Швеция, Финляндия, Китай.

mezd3.jpg

Россия на миграционной карте мира

Таблица 1

Число прибывших высококвалифицированных мигрантов (в т.ч. студентов и аспирантов) по РФ в 2014 г.[5]

 

Число прибывших

из-за пределов России в возрасте 14 лет и старше

в т.ч. имели образование

высшее

из них имели ученую степень

незаконченное высшее

доктора наук

кандидата наук

Международная миграция

539 743

75 655

207

420

12 865

в том числе:

         

миграция со странами СНГ

482 521

67 643

174

358

11 150

миграция с другими странами

57 222

8 012

33

62

1 715

Таблица 2

Число выбывших высококвалифицированных мигрантов (в т.ч. студентов и аспирантов) по РФ в 2014 г.

 

Число выбывших в возрасте 14 лет и старше

в т.ч. имели образование

высшее

из них имели ученую степень

незаконченное высшее

доктора наук

кандидата наук

Международная миграция

295 806

29 164

96

231

5 609

в том числе:

         

миграция со странами СНГ

247 408

20 535

66

140

4 460

миграция с другими странами

48 398

8 629

30

91

1 149

В связи с текущей геополитической и экономической ситуацией в мире многие эксперты рынка труда пророчат стране новую чрезвычайно мощную волну эмиграции квалифицированных специалистов, также называемую процессом «утечки мозгов». Прежде всего, это касается молодых мигрантов, основные мотивы для переезда которых:

отсутствие необходимого материально-технического и информационного обеспечения для работы;

отсутствие перспектив ввиду низкого престижа науки в обществе;

политическая и экономическая нестабильность в стране, неуверенность в своем будущем и будущем детей[6].

Однако интеллектуальная миграция превращается в «утечку мозгов» только в том случае, когда приобретает безвозвратный характер и по факту приводит к утрате части интеллектуального потенциала. Учеба, стажировка, временная работа за рубежом при условии дальнейшего возвращения в Россию – естественный для людей интеллектуального труда и закономерный в эпоху глобализации процесс наращивания знаний. В том случае, если эти знания можно применить на родине, результат такой временной миграции окажется исключительно позитивным как для России, так и для самих мигрантов[7].

В рамках проведенного исследования автором было выделено шесть основных каналов (форм) эмиграции научных кадров из России:

эмиграция через постдокторские программы и стажировки, предлагаемые многими университетами и компаниями мира для приема ведущих специалистов и ученых в определенных областях и направлениях исследований;

эмиграция высококвалифицированных кадров на постоянное место жительства с последующим или заблаговременным поиском работы;

эмиграция молодых людей (студентов и аспирантов) через канал обучения и стажировки[8];

трудовая эмиграция по временным контрактам, которые постепенно трансформируются в вид на жительство или гражданство принимающей страны;

переход в науку из другой сферы;

эмиграция с преобладанием семейных причин, в т. ч. через заключение брака с гражданами принимающей страны, с последующим трудоустройством.

Мировой экономический кризис 2008–2010 гг., а в большей степени кризис, начавшийся в 2014 г., существенно повлияли на эмиграционные намерения российских граждан: согласно данным официальной статистики наблюдается увеличение оттока из России специалистов, нацеленных на получение постоянного места жительства за рубежом. При этом в Российской Федерации в 2000-х гг. произошли принципиальные изменения по отношению к «утечке мозгов»: более прагматичное отношение к участию российских мигрантов в мировом рынке труда постепенно сменило прежнее отчаяние по поводу оттока высококвалифицированных кадров за рубеж. На сегодняшний день отношение к исследователям, ученым, аспирантам, профессорам, уезжающим за границу, чтобы работать по контракту, продолжить учебу или участвовать в совместных международных проектах или не столь негативное, каким оно было в начале 90-х гг. прошлого века. Особым направлением пока еще формирующейся государственной миграционной политики становится поддержание связей с российской научной диаспорой за рубежом, а также выстраивание сотруднических взаимоотношений с международными научными институтами для создания необходимых условий перевода российской экономики на рельсы экономики знаний.

В то же время, по оценкам Министерства экономического развития Российской Федерации, для осуществления модернизационного рывка в экономике России, необходимо ежегодно приглашать около 40–60 тыс. высококвалифицированных зарубежных научных кадров, в то время как всего за 2011–2014 гг. разрешение на работу в России по категории высококвалифицированных специалистов получили не более 80 тыс. иностранных граждан[9]. Объективная реальность такова, что миграционная привлекательность нашей страны по сравнению с другими принимающими государствами, невысока и распространяется преимущественно на граждан СНГ и Китая.

Основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации по привлечению высококвалифицированных кадров

Одним из важнейших препятствий на пути развития миграционного притока специалистов мыслится несовершенство миграционного законодательства России, не в полной мере соответствующего актуальным и будущим потребностям экономического, демографического и социального развития, интересам как работодателей на российском рынке труда, так и российского общества в целом. Законодательство в этой области содержит лишь ограниченный круг мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов, и, более того, ориентировано на привлечение временных иностранных работников[10].

Прогрессивным шагом в рамках политики привлечения иностранных специалистов стала либерализация миграционного законодательства в отношении высококвалифицированных кадров. 19 мая 2010 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный Закон №86–ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает нормы, выделившие высококвалифицированных иностранных специалистов в качестве особой категории на российском рынке труда и предоставившие им ряд преференций при трудоустройстве в России (предусмотрено получение вида на жительство и многократной рабочей визы на срок действия трудового договора, срок разрешения на работу продлен до 3 лет, со дня начала трудовой деятельности в России предоставляется налоговый режим резидента Российской Федерации, т.е. ставка подоходного налога составляет 13 %, и др.)[11]. Необходимо также отметить, что новым законом вводится само понятие «высококвалифицированного специалиста», как иностранного гражданина, опыт, навыки и профессиональные достижения которого предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере двух и более миллионов рублей за период, не превышающий одного года[12].

Одна из причин либерализации миграционного законодательства в отношении кадров высокой квалификации – осознание того, что данный вопрос напрямую связан с инвестиционной привлекательностью Российской Федерации. Так, миграця высококвалифицированных кадров, скажем, в рамках ТНК, зачастую обуславливает приток инвестиций в страну. Кроме того, считается, что приток мигрантов-специалистов поможет существенно снизить число российских кадров, стремящихся уехать за границу. Иностранные инвестиции позволяют создавать современные рабочие места для наших соотечественников; в то же время создание международных научных коллективов в рамках страны привлекает российские научные кадры; работа с иностранными специалистами по ведению бизнеса нередко ассоциируется с профессиональным ростом для высшего звена российских бизнесменов.

С сентября 2012 года в России стартовала «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»[13], которая предусматривает мероприятия по приёму переселяющихся людей, компенсация затрат на переезд, выплату подъемных (единовременного пособия на обустройство). Российская академия наук (РАН) обратилась в ФМС с предложением о возвращении в Российскую Федерацию в рамках данной программы 420 специалистов высокой квалификации – учёных и инженеров, занимающихся актуальными научными и технологическими проблемами[14]. Так, в 2015 году было положено начало специальному проекту по переселению учёных и научных работников.

Кроме того, ФМС России заявила о целесообразности разработки проектов программ регионального характера (для регионов с высокой концентрацией научно-исследовательских организаций), которые бы предусматривали «точечное» переселение отдельных представляющих интерес для развития отечественной производственно-технологической сферы и науки соотечественников-специалистов.

Однако все перечисленные программы и меры по своей сути являются слишком поверхностными, так как направлены преимущественно на временную миграцию научных работников. Именно поэтому многолетний успешный опыт зарубежных стран по долгосрочному привлечению высококвалифицированных кадров на сегодняшний день представляет практический интерес при разработке российского подхода в вопросах трудовой миграции, взаимоотношений специалистов из-за рубежа и государства.

В рамках проведенного исследования рассмотрены миграционные политики США, Канады, Германии, Франции, Китая. Анализ и сопоставление различных моделей миграционных политик зарубежных стран-потребителей высококвалифицированной рабочей силы с миграционной политикой России позволит в перспективе решить следующие основные задачи:

выделение общих принципов организации эффективной политики по привлечению, закреплению и адаптации данного сегмента трудовых мигрантов;

выявление ключевых факторов (в том числе и проблемных точек), влияющих на интенсивность каналов миграции высококвалифицированных кадров, а также определение направления этого влияния;

создание механизмов и условий привлечения востребованных российской экономикой высококвалифицированных специалистов разного профиля, инвесторов и предпринимателей на долгосрочной основе.