В условиях турбулентности современной экономики перед многими компаниями стоит непростые задачи планирования и реализации намеченных ориентиров своей деятельности. Актуальным вопросам экономики и управления современной России посвящен ряд работ [1,2,3,5,6]. Ряд компаний непосредственно занимаются производственной деятельностью. Так, например, компания «ГлассКОМ» начала свою производственную деятельность в 2002 году с выпуска изделий, применяемых для экспонирования товаров в торговых точках. Сейчас на вооружении компании «ГлассКОМ» стоит высокоточное, высокотехнологичное фрезерно-гравировальное и гибочное оборудование с возможностью охлаждения. За эти годы в компании сложился коллектив единомышленников-профессионалов, способных разрабатывать оригинальные конструкции, и серийно, с высоким качеством их изготавливать. Деятельность компании характеризуется следующими достижениями:
Разработаны и изготовлены передвижные стенды на колесных опорах для компании, занимающейся продвижением американских средств ухода за кожей и волосами Bed Head и Cat Walk в сеть салонов красоты;
В мегакомплексе «Европарк» (Москва) для магазина спортивных товаров изготовлен стенд для представления кроссовок. Фоном является многоцветный лайтбокс. Использовались материалы: молочное оргстекло толщиной 6 мм, прозрачное оргстекло толщиной 10 мм, люминесцентные цветные лампы.
Для магазина бытовой техники Samsung и обуви Helmar в Смоленске изготовлен из композитных материалов вентилируемый фасад с надписями и рекламные щиты. Сложность заключалась в том, что объект, на котором монтировался фасад, является историческим памятником. Поэтому контроль за ходом работ и дальнейшая приемка проекта осуществлялись комиссией под началом главного архитектора города.
Для сети салонов сотовой связи «Эльдорадо» было произведено несколько десятков тысяч подставок под мобильные телефоны и цифровую технику.
Накануне олимпиады 2008 года в Пекине компания осуществила совместный проект «Хиты-Инновации (Технологии будущего)». Идея проекта заключалась в следующем: в масштабе крупной сети можно отследить продажи товаров в каждом сегменте, пользующихся наибольшей популярностью. Товары, относящиеся к категории «Хиты», сочетают в себе наиболее разумное соотношение цены и качества.
Для швейцарской компании K-Swiss, производящей спортивную обувь, разработан индивидуальный стенд. Оборудование разрабатывалось с учетом того, что в большинстве спортивных магазинов товары представлены с использованием экономпанелей. ПВХ выделяет зону продаж цветом и скрывает надоевшие всем пазы экономпанелей. Треугольный стенд, выполненный из крашеного МДФ, выделяет (в том числе и вертикальным позиционированием) отдельные модели. Эмблема K-Swiss выполнена из разноцветных пластиков. Внимание к товару также привлекают объемные конструкции «рамки» и нестандартный способ представления обуви.
«ГлассКОМ» также тесно сотрудничает с компанией Mars (батончики, драже, шоколад). Разработаны для выкладки всего ассортимента продукции Mars так называемые стокирующие горки. Это изделие широко используется для заприлавочной торговли в нескольких областях Центрального и Северо-Западного округов России.
С целью моделирования и анализа показателей деятельности ПКФ «ГлассКОМ» за 2014 – 2015 год, были выбраны следующие показатели:
Y –цена торгового оборудования (ТО), тыс.рублей;
X1 – материал (1 – МДФ; 0 –ДСП);
X2 – число витрин;
X3 – общая площадь используемого материала, м2.
Для выявления тесноты взаимосвязи между рассматриваемыми показателями была построена матрица коэффициентов парных корреляций. Расчет матрицы парных корреляций целесообразно выполнять с использованием современных информационных технологий, обзор некоторых из которых приведен в работах [7,10]. Результаты корреляционного анализа представлены на рис. 1.
Рис. 1. Результаты корреляционного анализа
Анализ матрицы парных коэффициентов корреляции показывает, что зависимая переменная Y (цена ТО), имеет малозаметную и обратную связь с X1 (вид материала), об этом свидетельствует коэффициент парной корреляции, равный –0,011, и прямую и тесную связь с Х2 (количеством витрин в помещении), коэффициент корреляции равен= 0,751 и прямую тесную связь с Х3 (общей площадью материала), коэффициент корреляции равен 0,892.
При анализе матрицы корреляций выявлено, что между общей площадью используемого материала (X3) и числом витрин (X2) наблюдается явление мультиколлинеарности (коэффициент корреляции между этими признаками равен 0,810). Для удаления данного явления необходимо один из факторов из рассмотрения исключить. В данном случае целесообразно исключить фактор X2 (количество витрин), т.к. он оказывает меньшее влияние на цену торгового оборудования (Y). В рассмотрении остается фактор X3 (площадь используемого материала).
Оценим значимость коэффициентов корреляции с помощью t-критерия Стьюдента. Согласно рис. 1 с вероятностью 0,95 коэффициенты корреляции статистически значимы для факторов Х2 и Х3, так как tух2 > tкр, tух3> tкр. Фактор Х1 по результатам данного анализа не признан статистически значимым.
Наибольшее влияние на цену торгового оборудования оказывает фактор Х3 (площадь используемого материала). Построим модель линейной парной регрессии для этих показателей. По результатам расчетов уравнение линейной парной регрессии имеет вид:
Y = – 14,888 + 1,592 Х3.
С увеличением общей площади используемого материала на 1 кв.м. цена торгового оборудования увеличится на 1,592 тысяч рублей. Качество построенной модели характеризуется следующими показателями: коэффициент детерминации равен 0,796, т.е. вариация стоимости торгового оборудования на 79,6 % обусловлена вариацией общей площади используемого материала; с вероятностью 0,95 уравнение регрессии признано статистически значимо, так как критерий Фишера равен 148,38; средняя ошибка аппроксимации составляет 20,54 %, что свидетельствует об удовлетворительной точности модели [8].
Осуществим прогноз среднего значения показателя Y (цены торгового оборудования):
Х прогн = 0,8Хмакс = 0,8155 = 124 (м2).
Тогда прогноз цены торгового оборудования:
Y прогн = – 14,888 + 1,592124 = = 182,57 (тыс. руб).
Результаты расчета интервального прогноза цены торгового оборудования представлены в таблице.
Представим графически результаты расчетов (рис. 3).
Рис. 2. Результат регрессионного анализа
Значение фактора |
Прогноз Y |
Нижняя граница |
Верхняя граница |
124,0 |
182,57 |
169,32 |
195,82 |
Рис. 3. Результаты прогнозирования
При прогнозном значении общей площади используемого материала 80 % от ее максимального значения, прогнозное значение средней стоимости торгового оборудования из МДФ составит 182,57 тыс.р., и с вероятностью 0,95 будет находиться в интервале от 169,32 до 195,82 тыс. рублей.
Применение математического моделирования в анализе результатов деятельности компании позволит своевременно принять правильное управленческое решение и позволит реализовать стратегию развития фирмы [4,9,11,12].