Сельское хозяйство с его промышленным сектором, осуществляющим переработку сельхозпродукции, является особой отраслью, результатами деятельности, которой пользуются все остальные сферы. Отрасль, от которой во многом зависит благосостояние всего общества, переживает глубокий кризис. Кризисная ситуация, и ее преодоление с помощью эффективного использования налоговых инструментов, определили актуальность выбранной для исследования темы.
Налоговые отношения государства с производителями сельхозпродукции строятся на единых принципах налогообложения всех хозяйствующих субъектов, но с применением множества льгот.
Одним из способов регулирования социально – экономических процессов на селе является ЕСХН. Под ЕСХН понимается система налогообложения для производителей сельскохозяйственной продукции, которой могут пользоваться предприниматели и компании, отвечающие показателям гл. 26.1 НК России.
Доход от прямой деятельности сельскохозяйственных производителей не должен быть менее 70 %.
Невыгодно будет пользоваться данной системой крупным компаниям с высоким производственным уровнем, так как они будут терять налоговую сумму на добавленную стоимость, возмещаемую бюджетом.
В соответствии со ст. 346.8 НК России величина налоговой ставки равна 6 % в зависимости от числа сотрудников, объема прибыли, вида выпускаемых сельскохозяйственных товаров и категории налогоплательщика. Субъекты федерации могут регулировать размер ставки.
Налоговую нагрузку на сельскохозяйственные предприятия нельзя считать чрезмерно высокой, так как она гораздо ниже, чем в других отраслях экономики. Речь идет не столько о тяжести налогового бремени, сколько о неэффективности всей системы налоговых отношений. Так, например, налоговая нагрузка в сельском хозяйстве России в 2014 году составила 3,4 %, в строительстве- 12,3 %, транспорте и связи – 7,8 %, Производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 4,8 % (расчет без учета поступлений в фонды по страховым взносам). Также, следует отметить, что размеры налоговых отчислений возросли, по сравнению с предыдущим годом (2,9 %), что свидетельствует об увеличении объема производства и доходов.
Основной документацией является налоговая декларация.
Упрощение налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции, ясность и предсказуемость налоговых правил будут стимулировать его развитие и одновременно обеспечат высокий уровень собираемости налогов.
При исследовании учета в сельскохозяйственных кооперативах Владимирской области, наблюдалось отсутствие или недостаточность ведения аналитического учета в целях ЕСХН.
Для более детального учета формирования доходов и расходов необходимо использовать дополнительные счета, открываемые к счету 90 «Продажи». При этом сведения для отражения оборотов по счету 90, должны собираться в учетных регистрах. Правильная организация учета доходов, расходов позволит достоверно исчислить финансовые результаты от сельскохозяйственной деятельности. Однако, следует понимать, чтобы обеспечить правильное отражение на счетах бухгалтерского учет данных о доходах и расходах предприятия, необходимо позаботиться об организации внутреннего контроля за формированием финансовых результатов. При этом нет четких рекомендаций, как и каким образом, данный контроль должен осуществляться на предприятиях сельскохозяйственного сектора. Это, дает предпосылки о самостоятельном формировании инструментов внутреннего контроля, индивидуально для каждого хозяйствующего субъекта. Рекомендуется ссылаться уже на накопленный опыт в отечественной и зарубежной практике.
Следует обратить внимание на то, что с января 2016 года налогоплательщики, использующие ЕСХН, могут не учитывать налог на добавленную стоимость. Такие изменения в определении расходов и доходов при вычислении налоговой базы внесены для исключения двойного налогообложения. Уплаченные суммы НДС не будут включаться в затраты при вычислении сельскохозяйственного налога.
На создание необходимых условий для ведения сельскохозяйственной деятельности направлена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, а так же ускоренного импортозамещения до 2018 г.
Российские аграрии сталкиваются с пятью глобальными проблемами: колебанием курса рубля, удорожанием импорта, высокими ставками по кредитам, высоким уровнем проблемных долгов, проблемами поставок из-за рубежа.
Кризисные процессы в экономике серьезно усугубили проблемы аграрного сектора, а для выполнения плана по импортозамещению их решение должно быть найдено в короткие сроки.
С учетом предложений Минсельхоза, на 2015–2020 годы на поддержку аграриев в рамках госпрограммы дополнительно должны направить 568,2 миллиарда рублей. Приоритеты по импортозамещению – наращивание объема производства тепличных овощей, плодов и ягод, свинины и птицы. Увеличение финансирования, по расчетам Минсельхоза, позволит снизить импортные поставки мяса скота и птицы, а также овощей к 2020 году почти на 70 %, молочных продуктов – на 30 %, плодово-ягодной продукции – на 20 %.