Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

О пользе фолиевой кислоты (витамина В9) люди знают давно, однако лишь в последние 10 лет медики стали активно пропагандировать профилактические курсы приёма фолиевой кислоты для беременных и страдающих железодефицитным малокровием. Фолиевая кислота принимает участие в обмене веществ, в производстве ДНК, играет важную роль в синтезе иммунных клеток крови, нормализует функцию пищеварительного тракта. Для беременных женщин фолиевая кислота крайне необходима, поскольку она играет важную роль в развитии нервной трубки плода. При нормальном уровне витамина В9 вероятность пороков развития у плода значительно снижается. Кроме того, она необходима для нормального роста и развития плаценты.

Открытие фолиевой кислоты началось с исследований доктора Люси Уилс в Бомбее в 1931 году, в которых она изучала мегалобластную анемию, выявленную у беременных женщин. В ходе научных исследования доктор Виллс пришла к выводу, что у некоторых женщин не наблюдалось улучшений при употреблении очищенного экстракта клеток печени. Однако эти женщины полностью выздоравливали после употребления неочищенного экстракта. Отсюда Уиллс сделала вывод, что при очищении уничтожался какой-то важный фактор, обусловливающий выздоровление. Это вещество вскоре было выделено и получило название – фактор Уиллса.

Фолиевая кислота впервые была получена из зелёных листьев шпината в 1941 году, в связи,с чем и получила свое окончательное название (от лат. folium – лист).

Суточная потребность фолиевой кислоты у взрослых составляет 0,4 мг. У новорожденных 0,04–0,05 мг. У детей 0,1–0,3 мг.

Фолиевая кислота содержится во многих пищевых продуктах, особенно ею богаты листовые зелёные овощи и, конечно, травы. Лидеры по содержанию витамина В9 в продуктах – это: зелёный салат, шпинат, петрушка, зелёная ботва большинства овощей. Много его в капустных листьях, брокколи и другой капусте, в луке-порее, в хрене. Фолиевая кислота имеется в изобилии в листьях чёрной смородины, малины, шиповника, берёзы, черемши, липы, тысячелистника. Содержит ее и одуванчик, подорожник, мята, крапива, сныть и другие травы. Такие продукты как свекла, горох, фасоль, морковь, тыква, огурцы, грибы (особенно шампиньоны, белые и боровики) тоже богаты фолиевой кислотой. Среди фруктов лидируют бананы, дыня, апельсины и абрикосы, соки из них – просто кладезь витамина В9 и не только. В действительности список растительных продуктов, содержащих фолиевую кислоту очень большой, поэтому перечислить все их проблематично. Среди орехов лидерами являются: грецкий орех, миндаль, арахис, фундук. Довольно много витамина В9 в злаках, особенно в таких пищевых продуктах как ячневая крупа, изделия из муки грубого помола и низких сортов муки. Что касается наличия фолиевой кислоты в продуктах животного происхождения, то здесь первенство занимают: рыба (а именно лосось и тунец), печень животных, свинина, говядины, баранина, куриное мясо и яйца, а также молочные продукты (то есть сыры, парное молоко, творог). Фолиевая кислота в определённом количестве способна вырабатываться самим организмом в кишечнике. Но это возможно только при условии его здоровой микрофлоры, во-первых. А во-вторых, даже в этом случае его недостаточно, чтобы покрыть всю потребность организма в данном витамине. Остальное – необходимо компенсировать либо поступлением в пищевых продуктах, либо приемом витаминов. В действительности ее нужно не много, а обеспечить потребность, питаясь правильно совершенно не сложно.

Дефицит витамина В9 может развиться вследствие его низкого содержания в рационе, нарушения усвоения микронутриентов в кишечнике, или при увеличении потребности в данном веществе (беременность, период лактации). Распространённая причина данного гиповитаминоза – регулярное употребление алкогольных напитков. Нехватка фолиевой кислоты – наиболее распространённый симптом у беременных женщин и детей первого года жизни. Дефицит витамина В9 у плода развивается в результате её нехватки в организме матери, а у грудных детей – вследствие недостаточного её содержания в грудном молоке. Дефицит фолиевой кислоты в организме беременной женщины может послужить фактором целого ряда серьёзных нарушений: невынашивание плода; отслоение плаценты; выкидыш; врождённые пороки развития; умственная отсталость; порок развития нервной трубки; гидроцефалия; анэнцефалия; грыжа головного мозга; расщепление позвоночника (у плода); пороки развития кровеносной системы; заячья губа или волчья пасть; малокровие. Но с середины прошлого столетия важную проблему представляет дозировка фолиевой кислоты. При незначительном превышении требуемого количества препарата, избыток фолиевой кислоты выводится, не оказывая никакого вреда организму. Серьёзный минус продолжительного приёма препаратов витамина В9 состоит в том, что он скрывает симптомы мегалобластной анемии, но не останавливает неврологические нарушения, характерные для данного заболевания. Поэтому при продолжительном приёме препаратов витамина В9 возможно скрытое прогрессирование тяжёлых неврологических нарушений, обусловленных недостатком цианокобаламина. Недостаток витамина В12 возникает не как следствие недостаточности поступления кобаламина с пищей, а в результате не усвоения его в кишечнике. У человека это наблюдается при недостатке или полном отсутствии особого «внутреннего фактора Кастла».

Всего 10 лет назад принято было считать, что передозировки данного микронутриента не бывает. Однако сейчас известны исследования, которые свидетельствуют о том, что у беременных женщин, продолжительно употреблявших препараты витамина В9 в повышенной дозировке, рождаются дети со слабым иммунитетом, склонностью к бронхиальной астме и простудам. А применение фолиевой кислоты в комплексе с железом и витамином А может привести к рождению ребенка с избыточной массой тела.

Были проведены клинические исследования по продолжительному применению витамина В9 в дозировке 15 мг в сутки (в 40 раз выше суточной потребности организма). По результатам исследований, препарат не оказал никакого токсического действия. Однако продолжительный приём (более 90 дней) витамина В9 в повышенной дозировке более 1000 мкг в стуки может привести к падению уровня цианокобаламина в крови, что может спровоцировать анемию. Повышенные дозы витамина могут спровоцировать расстройства пищеварительного тракта, повысить возбудимость, вызвать дисбаланс в работе почек.

Так синтетический витамин В9 используется в США с 1998 г. в качестве биологически активной добавки в продукты питания в бесконтрольной дозе. Это повлекло за собой массовое ожирение, сахарный диабет 2 типа, гипертонию, сердечно-сосудистые заболевания, астму и развитие опухолевых заболеваний. Похожие корреляции между распространением ожирения и употреблением фортифицированных продуктов наблюдались и в Канаде, и Саудовской Аравии. За последние 20-30 лет Китай так же переживает быстрый рост ожирения по причине высоковитаминизированного питания.

Анализ результатов повсеместно введенной в США обязательной фортификации всех мучных изделий показал, что при использовании так называемых «фортифицированных» продуктов уровень потребления фолиевой кислоты может в 2 раза превышать рекомендуемые уровни суточного потребления и увеличивает процент людей, которые потребляют синтетическую фолиевую кислоту в количествах выше верхнего допустимого уровня потребления (1000 мкг/сут).

В крупнейшем клинико-эпидемиологическом исследовании в США был проведен мониторинг эффектов «фортификации» продуктов питания фолиевой кислотой путем сравнения данных в периоды до «фортификации» (1988–1994 гг.) и после введения «фортификации» (1999–2010 гг.). Было установлено, что концентрации фолатов сначала показали резкое увеличение в первые годы постфортификационного периода, а в последующие годы было отмечено достоверное снижение: на 17 % в сыворотке и на 12 % – в эритроцитах. Этот крайне неожиданный феномен (снижение концентраций фолатов в крови при увеличенном потреблении фолиевой кислоты) может возникать вследствие блокировки метаболизма фолатов синтетической фолиевой кислотой так называемый «фолиевый парадокс».

Синтетическая фолиевая кислота не является эндогенным метаболитом фолатов и поэтому крайне медленно перерабатывается в организме. Передозировка фолиевой кислоты, возникающая в результате употребления «фортифицированных» продуктов, перегружает и без того замедленные метаболические пути переработки фолатов и вызывает физиологический дефицит активных эндогенных фолатов. Например, дигидрофолат (ДГФ), образующийся из избыточной синтетической фолиевой кислоты, является эффективным ингибитором фермента метилентетрагидрофолатредуктазы – основного фермента фолатного метаболизма. Ингибирование этого фермента ведет к ослаблению интенсивности биотрансформаций в цикле фолатов и, следовательно, приводит к дефициту активных фолатов, которые накапливаются в эритроцитах и необходимы для профилактики ВПР.

После перорального приема фолиевой кислоты происходит ее абсорбция в тонком кишечнике и в течение 2–3 часов ее уровень в плазме крови достигает максимума. Привнесенная фолиевая кислота с током крови поступает практически во все органы и ткани и взаимодействует с фолат-транспортерами (или так называемыми фолат-рецепторами) – белками, связанными с полисахаридами мембраны и переносящими фолаты внутрь клетки. Фолат-транспортеры имеют более высокое сродство к экзогенной фолиевой кислоте, чем к основным формам фолатов крови (тетрагидрофолатам). Вследствие этого избыток экзогенной фолиевой кислоты в плазме крови ингибирует транспорт эндогенных фолатов, более востребованных для нужд организма. В результате на фоне избыточного приема фолиевой кислоты возникает функциональный недостаток эндогенных фолатов, которые не могут реализовать свои эффекты, так как метаболические маршруты «оккупированы» избыточно введенной в составе препаратов фолиевой кислотой. Таким образом, сбалансированное дозирование фолиевой кислоты является фундаментально обоснованным.

Эффективность и безопасность использования синтетической фолиевой кислоты доказаны для доз 400–800 мкг/сут.

Но по мнению некоторых специалистов, нормы потребления фолиевой кислоты в идеале должны указываться не как фиксированное число (например, 400 мкг/сут., заведомо недостаточное для пациенток с повышенной массой тела и для беременных), а как потребление на килограмм массы тела (10 мкг/кг/сут. и т.д.).

Таким образом, искусственное добавление синтетической фолиевой кислоты в продукты питания («фортификация») не является эффективным и безопасным методом восполнения фолатного дефицита у беременных. Во-первых, при такой практике содержание реально активных фолатов неизвестно и в существенной степени зависит от технологических условий приготовления пищи (температура выпечки хлеба, время варки макарон и т. п.). Во-вторых, при неограниченном потреблении таких «фортифицированных» продуктов питания может легко возникнуть передозировка синтетической фолиевой кислоты.

Выражаю благодарность за помощь в написании статьи доценту кафедры биохимии, к.б.н. Голинской Л.В.