В настоящее время, согласно статистическим данным, более миллиона российских детей страдают различными нарушениями зрения – близорукостью, дальнозоркостью, спазмом аккомодации и другими заболеваниями глаз. По данным Федеральной службы государственной статистики, в структуре заболеваемости детей болезни глаза и его придаточного аппарата занимают пятое ранговое место. Согласно медицинским осмотрам, снижение остроты зрения наблюдается у 8% детей дошкольного возраста и более чем у 20% школьников, причём число детей с нарушениями зрения при обучении в школе постоянно увеличивается [1, 2]. Сниженное зрение во многом влияет на работоспособность, развитие ведущих физиологических систем организма ребёнка, качество обучения, восприятия и осмысления детьми окружающего мира.
Целью нашего исследования явилось определение факторов, влияющих на ухудшение зрения у школьников. Исследования проводились в МБОУ СОШ № 2 города Моршанска Тамбовской области.
В результате изучения медицинских карт учащихся выяснилось, что в школе с числом обучающихся 608, численность детей с различной патологией зрения составила 78 учащихся. Школьникам, имеющим нарушения зрения (по данным медицинских карт) было предложено пройти анкетирование. В ходе анкетирования (67 учащихся) установлено, что в школу пришли с нарушением зрения 19 учеников. За годы учебы зрение понизилось еще у 48 школьников, из которых 29 учатся в начальной школе, а именно в 3 и 4 классах.
Современные школьники проводят большое количество времени за компьютером, учебниками и не задумываются о зрительных нагрузках, которые, вероятно, могут принести им вред [3]. Для выяснения причин ухудшения зрения у школьников во время учебы были проверены некоторые факторы риска.
При изучении качества учебы данных школьников выяснилось, что 52 школьника учатся на 4 и 5, а остальные имеют удовлетворительную оценку. 61 % школьников с нарушением зрения любит читать.
В настоящее время практически каждый школьник имеет компьютер, поэтому одним из вопросов анкеты был вопрос о количестве часов, проводимых за ним.
Нет компьютера |
1 час в день |
От 1 часа до 2 часов |
Более 2 часов |
5 - 7,5% |
14 – 20,8% |
29 – 32 % |
19 – 28,3% |
Развитие близорукости имеет, в то числе, и наследственный фактор. В результате анкетирования выяснилось, что у 36 детей родители имеют пониженное зрение. Таким образом, в развитии близорукости играет роль наследственный фактор и при увеличении нагрузки на зрительный анализатор развивается близорукость.
При изучении двигательной активности школьников мы выяснили, что из опрошенных школьников 50 не занимаются спортом.
Очень важно при зрительной нагрузке следить за освещением. При проверке состояния освещения в учебных кабинетах работниками филиала Центра гигиены и эпидемиологии, установлено, что во всех учебных кабинетах освещение соответствует норме. Мы не можем сделать вывод о состоянии освещения дома.
Наряду с традиционными источниками зрительной информации, такими как книги и телевизор, в повседневную жизнь практически каждого школьника вошли компьютеры. Нерегламентированная зрительная нагрузка, невнимание к вопросам гигиены зрения, наследственный фактор приводят к нарушению зрительных функций.
Сравнив динамику изменения зрения первого года исследования со вторым, мы выявили увеличение количества школьников с нарушениями зрения.
Выводы
1. Работа за компьютером, чтение книг увеличивают зрительную нагрузку на детей, отсутствие двигательной активности и большая учебная нагрузка приводят к понижению остроты зрения.
2. Количество школьников с нарушениями зрения увеличивается с возрастом.
3. Важную роль в развитии близорукости играет состояние зрения у родителей.
Полученные нами результаты доказывают важность и необходимость проведения комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения зрения у учащихся средней школы с первых дней их обучения.
Рекомендации
1. Для того чтобы приостановить рост аномалий зрения необходимо постоянно в начальной школе и дома проводить гимнастику для глаз.
2. Меньше времени уделять работе за компьютером.
3. Профилактика близорукости заключается в укреплении здоровья растущего организма. Увеличить двигательную активность детей.