По данным статистики МЧС России на 2014 год количество пожаров в Воронежской области составило 2233, 168 человек погибло. Эти цифры делают пожары одними из самых распространенных ЧС в нашем регионе. Неслучайно состояние физического и особенно психического здоровья ликвидаторов данных происшествий имеет особенное значение.
Посттравматическое стрессовое расстройство (посттравматический стрессовый синдром) – психологическое состояние, которое возникает в результате психотравмирующих ситуаций, выходящих за пределы обычного человеческого опыта и угрожающих физической целостности субъекта или других людей. Формирование такого синдрома негативно сказывается на жизни человека, приводит к множественным нарушениям функционирования физиологических систем (расстройства сна, церебрастения, психопатологические нарушения), приводящим к снижению работоспособности, что в случае с работниками МЧС может привести к последствиям фатальным как для самих пожарных, так и для терпящих бедствия людей.
Цель работы: Выявление посттравматических стрессовых расстройств у участников пожаротушения для последующей коррекции данных состояний.
Материалы и методы: В исследовании приняли участие 50 пожарных из двух частей г. Воронеж и 10 студентов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко (контрольная группа). Были проведены исследования с помощью прибора УПФТ – 1/30 «Психофизиолог» (вариационная кардиоинтервалометрия с активной ортостатической пробой, тест Спилбергера), тест Ландольта, Люшера, тестирование по опроснику травматического стресса (И.О. Котенёв).
Результаты и их обсуждение
По результатам тестирования по опроснику посттравматического стресса (ПТСР) в 56 % случаев были выявлены отдельные, незначительные симптомы нарушения социальной и профессиональной адаптации. У 36% группы отмечены не значительные симптомы, выраженные в трудности засыпания, повышенной раздражительности, не мотивированной бдительности и повышенной готовности к «реакции бегства», потребность в отдыхе. В 40 % случаев специалисты столкнулись с травматическим событием и пережили его с интенсивными эмоциями страха и беспомощности.
С помощью теста Люшера всего обследовано 38 человек. Из них в 42,1 % случаев выявлено отсутствие тревоги, основные потребности реализованы. У 31, 6% исследуемой группы отмечен низкий уровень тревоги, фрустрированы основные потребности в глубокой межличностной привязанности, социальной включенности. У 13,6% специалистов отмечается как средний, так и высокий уровень тревоги. Средний уровень тревоги вызван фрустрированными потребностями в самореализации и самоутверждении, а также в глубокой межличностной привязанности. Высокий уровень тревоги обусловлен фрустрированными потребностями в самоутверждении, реализации намеченных целей, активности, социальной включенности.
С помощью теста Спилбергера-Ханина обследовано 40 человек. В 7,5 % случаев выявлен высокий уровень тревоги, как реактивной, так и личностной. У 60 % исследуемой группы людей выявлен умеренный уровень личностной тревоги. 42, 5% специалистов с умеренным уровнем реактивной тревожности. В 47,5% случаев отмечен низкий уровень реактивной тревоги. Низкий уровень личностной тревожности выявлен в 35 % случаев.
С помощью корректурных таблиц Ландольта были получены следующие результаты по 4 показателям: скорость переработки информации, средняя точность, коэффициент выносливости и средняя продуктивность. Оценка проводилась путем сравнения опытной и контрольной групп с применением усложненного варианта тестирования. При оценке средней продуктивности высоким уровнем обладают 20,4% сотрудников МЧС, выше среднего 47,7%, 29,5 % имеют средний результат, лица с низким показателем не выявлены. При статистическом сравнении опытной группы с контрольной обнаружен более высокий уровень средней продуктивности у контрольной группы (в основном выше среднего)
При усложнении задачи (сокращение времени выполнения и прибавлении эмоционального компонента) продуктивность снизилась более, чем на 40% в опытной группе.
Рис. 1. Показатели продуктивности сотрудников МЧС
При оценке средней точности высокий результат имеют 6,8% сотрудников МЧС, выше среднего 31,8%, средний – 43,1%, низкий – 18,1%. При сравнении опытной и контрольной групп по данному показателю статистически достоверной корреляции выявить не удалось. При проведении усложненного теста точность снижается довольно значительно у лиц опытной группы.
Рис. 2. Показатели средней точности сотрудников МЧС
При оценке коэффициента выносливости высокий показатель имеют 70,4%, средний – 11%, низкий – 15,9%. При сравнении опытной и контрольной групп гораздо более высокий результат показала опытная группа. При проведении усложненного теста имеется тенденция к снижению показателя у лиц опытной группы.
При оценке скорости переработки информации высокий результат показали 40,9% испытуемых, выше среднего – 34%, средний – 25%, низких результатов не выявлено. При сравнении опытной и контрольной групп, так же как и при усложнении пробы, статистически достоверных изменений не выявлено.
По результатам пробы на вегетативную реактивность по Баевскому, проведенную при помощи аппарата УПФТ – 1/30 «Психофизиолог» выявлены следующие результаты:
По исходному тонусу вегетативной нервной системы, характеризующему соотношение симпатического и парасимпатического звена вегетативной системы в регуляции физиологических систем выведены следующие группы – нормотоники – 58,8%, симпатотоники – 26,4%, ваготоники – 8,8%, гиперсимпатотоники – 5,8%
По реактивности при применении ортостатической пробы – асимпатотоники – 44%, гиперсимпатотоники – 2,27%, нормотоники – 52,6%
Вывод: Из вышеприведенных данных на основе ВКМ следует, что высокий процент работников МЧС, обследуемых нами, находятся в состоянии напряжения регуляторных процессов, наблюдается истощение вегетативной регуляции, о чем свидетельствует доля асимпатотоников в общем количестве испытуемых. С данным положением согласуются результаты корректурной пробы Ландольта, свидетельствующие о высокой работоспособности, что следует из высоких показателей средней скорости обработки информации при усложненной пробе, и в то же время о процессах нервного утомления, что следует из полученных данных о снижении средней точности, продуктивности и падении коэффициента выносливости при усложненной пробе. Тесты Спилбергера-Ханина, Люшера и опросник И.О. Котенева подтверждают вышеуказанные данные.