В последнее время отмечается тенденция к росту злокачественной патологии, как взрослого населения, так и детей [2-9]. Острые лейкозы занимают ведущее место в структуре заболеваемости гемобластозами. Острый лимфобластный лейкоз (ОЛЛ) у детей встречается в 75-80% случаев всех острых лейкозов [3-9]. Знание вопросов ранней диагностики ОЛЛ необходимо врачу любой специальности в связи с тем, что первично данная группа больных обращается к педиатрам, инфекционистам, ортопедам, хирургам, но только не к онкогематологам. Современная диагностика и начало противоопухолевой терапии на максимально ранней стадии заболевания являются залогом успешного лечения [1, 3, 6, 7].
Цель исследования: выявить основные начальные проявления лейкоза, время от манифестации до постановки диагноза и явку к разным специалистам при первичном обращении.
Материалы и методы исследования:
Материалом для исследования были первичные документы о заболевших и умерших, истории болезни и выписные эпикризы, данные анамнеза, амбулаторные карты детей, находившихся в отделении гематологии и онкологии БУЗ ВО «Воронежская областная детская клиническая больница № 1» с диагнозом: острый лимфобластный лейкоз.
Методы исследования: всем пациентам проводилось комплексное обследование, включающее тщательный сбор анамнеза, клинический осмотр, лабораторные исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведен анализ данных анамнеза, первичных жалоб и основных симптомов у 62 детей с впервые установленным диагнозом ОЛЛ.
Среди заболевших 34 мальчика (54,8%) и 28 девочек (45,2 %). Наиболее часто ОЛЛ диагностировался среди детей в возрасте 3-7 лет (n=34; 54,8%), что соответствует средним показателям по РФ [2-6].
Т.к. лейкемия разворачивается постепенно, клиническая манифестация происходит, когда масса опухоли составляет 1012 клеток, и только тогда начинается острый период заболевания. В начальном периоде ОЛ протекает под видом заболеваний, связанных преимущественно с гиперпластическим поражением органов и/или выраженным цитопеническим синдромом [5, 6].
Тщательный анализ представленных данных позволил распределить начальные проявления на 3 группы:
1 группа: с постановкой диагноза в течение 1 недели от появления первых симптомов (n=18; 29%).
2 группа: с окончательной верификацией ОЛЛ в течение первых 2-3 недель от проявления первых симптомов (n=9; 14,5%).
3 группа: диагноз устанавливался лишь через 1-6 месяц (n=35; 56,5%).
Бессимптомный дебют лейкоза в нашем исследовании выявлен в 1 случае, при плановой сдачи общего анализа крови при оформлении ребенка в детский сад.
Т.о. анализ анамнестических данных показал, что более половины детей поступали в гематологическое отделение спустя 20 дней и более от манифестации заболевания.
Для всех пациентов было характерно наличие одновременно нескольких клинических симптомов. Так, признаки интоксикации выявлены у 55 детей (88,7%), боли костно-суставные у 21 человека (33,9%), жалобы на боли в животе предъявляли 7 детей (11,3%). Гепатомегалия была установлена у 46 детей (74,2%), спленомегалия - у 41 (66,1%). У половины детей (33, 53,2%), обратившихся к врачу, выявлено увеличение периферических лимфатических узлов, чаще в форме полилимфаденопатии, без признаков воспаления. У половины обследованных 32 ребенка (51,6%) были выявлены анемический и геморрагический синдром (от единичных петехий до выраженных экхимозов, с кровоточивостью десен, носовыми кровотечениями).
Рис. 1
Разнообразие клинических симптомов приводило к тому, что дети обращались не сразу к гематологу, а наблюдались и лечились у разных специалистов. Так, по поводу изменений в носоглотке наблюдались 2 детей у ЛОР-врача, у фтизиатра (1 ребенок) с виражом туб.пробы, 9 детей поступали первично в инфекционное отделение с симптомами интоксикации, рвотой и лихорадкой, сыпью. В хирургический стационар было доставлено 6 детей, c подозрением на остеомиелит и острый живот. У 1 мальчика имело место кровоизлияние в оба глаза, по поводу, чего родители обратились к офтальмологу. Но чаще всего с характерной симптоматикой ОЛ приходилось сталкиваться врачам первичного звена и педиатрам в ЦРБ (42 ребенка; 67,7%), где наиболее распространенными симптомами были лимфаденопатии, анемии, частые ОРВИ, ангины.
Выводы: учитывая полиморфизм клинических проявлений, отсутствие патогномоничных симптомов на ранних стадиях, а так же полисистемность, ОЛ маскируется под разнообразные заболевания. Поэтому необходима онкологическая настороженность практикующих врачей.