Актуальность
Распространённость чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся ожоговым травматизмом продолжает оставаться актуальным в настоящее время [1,2]. В России ежегодно регистрируется более 600 тыс. случаев ожоговой травмы, при этом у 60–80 % пострадавших имеются поверхностные ожоги II и IIIа степени, что обуславливает актуальность разработки новых способов экспериментального моделирования данной патологии, измерения площади ожоговых ран и способов их лечения [3]. Недостатками известных способов моделирования термических ожогов являются: невозможность нанесения стандартного ожога одной и той же площади, выраженной в абсолютных (см?) и в относительных (процент от всей площади поверхности тела) единицах, изменение площади и глубины ожога, проведение изменения и измерения площади и глубины ожога, нанесение ожога на плоские и неплоские участки тела.
Целью данной работы является выявить наилучший способ моделирования термического ожога IIIа степени на крысах в условиях проведения эксперимента студентами, не обладающими навыками постановки ожоговой травмы.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось на 30 лабораторных белых беспородных крысах мужского пола массой 200-220 грамм, возрастом 5 месяцев. Животные содержались в одинаковых условиях в виварии, со стандартным пищевым режимом. Крысы были включены в эксперимент после 14 дней карантина. Исследования были проведены с соблюдением правил по лабораторной практике при проведении доклинических экспериментов в РФ (ГОСТ 3 51000.3-96 и 51000.4-96) и Приказу МЗ РФ № 267 от 19.06.2003 г. и в соответствии с положением Европейской Конвенции о защите позвоночных животных.
Животные были распределены на 2 группы, по 15 крыс в каждой. В первой группе ставился термический ожог кипятком, второй группе ставился термический ожог наконечником паяльника. Всем группам было проведено стандартное лечение 0,05% раствором Хлоргексидина.
Моделирование термического ожога
За трое суток до моделирования ожоговой травмы в области спины крысы проводили выбривание участков кожи лезвием. Под эфирным наркозом наносили ожоги: кипятком, прислоняя пробирку на 15 секунд к выбритой поверхности кожи животных площадью 3 см2, моделировали ожог IIIа степени [4]. Вторая группа: под эфирным наркозом на кожу спины наносили наконечником паяльника по 2 симметричных ожога с расстоянием 2 см друг от друга, время воздействия соответственно 2 сек, при t=250°С [5]. Проводились измерения ожоговой площади на вторые, третьи, пятые, восьмые и десятые сутки эксперимента. Животные выводились из опыта путем умерщвления под хлороформным наркозом.
Обсуждения и результаты
В первой группе площадь ожога 3а степени у 40% животных 3,0±0,05 см?, без образования вокруг зон с очагами I и II степени. У 27% крыс зона ожога IIIа степени составила 3,0±0,06 см?, с образованием вокруг раны ожогов II и I степени площадью 1,4±0,02 см?. У 20% крыс область ожога IIIа степени сформировалась площадью 3,0±0,07 см?, ожоги I и II степени были раны 1,2±0,03 см?. У 13% крыс площадь ожога IIIа составила 3,4±0,05 см?, с зонами ожога I и II степени 0,5±0,01 см?. На пятые сутки область ожогов I и II степени уменьшилась на 0,9±0,02 см?, а площадь ожогов IIIа степени на 0,25±0,05 см?. На десятые сутки зона ожогов II и I степени была незначительна или отсутствовала. Во второй группе площадь симметричных ожогов IIIа составила по 1 см? у 80% животных, и ожог IIIб степени образовался у 20% животных.
Выводы
В условиях студенческой научной работы более эффективным и менее травматичным является метод постановки ожоговой травмы IIIа степени - способ нанесения ожога наконечником паяльника. Однако, недостатком данного метода является сложность контроля глубины нанесения ожога. Методика с прислонением пробирки с кипятком будет эффективна для постановки ожогов IIIа, если можно пренебречь зонами ожогов I и II степени, а так же предварительно отработав данный способ нанесения термической травмы.