Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1 1 1
1

Разработка и внедрение новых технологий в области автомобильного производства является важным показателем для оценки уровня технического и экономического развития данной отрасли любой страны. Подобная оценка возможна только на основе изучения, сравнения и анализа международного опыта в данном направлении. Лидером в европейской автомобильной промышленности традиционно является Германия.

В рамках нашего исследования мы провели обзор имеющихся немецкоязычных интернет-источников, прессы и официальных данных статистики Германии с целью выявить характеристики, пути развития, новые требования, предъявляемые к немецкой автоиндустрии, ее сильные и слабые стороны, шансы и риски. Методами нашего исследования являлись поиск информации на немецких сайтах, отбор материала с последующим переводом на русский язык, реферирование, систематизация и анализ.

Объем товаров и услуг в автомобильной промышленности составляет 1/5 всего ВВП Германии. По данным статистики 2012 г. в данной отрасли было произведено товара на 351 млрд. евро. В немецком автомобилестроении и рынках сбыта было занято 1,8 млн. человек. Выпуск продукции на немецком автомобильном рынке по сравнению с другими европейскими странами самый большой. Однако в настоящее время экономика автопромышленности Германии претерпевает ряд структурных и качественных изменений, связанных с развитием новых технологий машиностроения, сферы транспортных услуг, а также с перестройкой глобального автомобильного рынка [2].

Политическое и законодательное регулирование является на сегодня одной из основных характеристик современного немецкого автомобилестроения. В рамках государственных интересов является стабилизация экологической обстановки, энергетическая независимость от стран-поставщиков нефти и положительный имидж немецких производителей на мировом автомобильном рынке. Поэтому это определяет линию инновационного развития германского автопрома: сокращение газов, создающих парниковый эффект; сокращение энергетических затрат в транспорте; строгие стандарты содержания выхлопных газов новых автомобилей [3;4].

Что касается сферы продаж, то здесь основными характеристиками автомобильного рынка Германии является то, большую долю в нем составляют автомобили премиум-класса (.Audi, BMW, Daimler, Porsche,Volkswagen). При этом в экономике автопромышленности Германии ярко выражена экспортная составляющая, которая является системообразующей на сегодняшний момент. По данным статистики 2012 г. во всем мире продано 61,7 млн. автомобилей, в т.ч. немецких марок 11,6 млн., половина из которых была непосредственно произведена в Германии. Продано в Германии всего 1,8 млн. (приблизительно 15 % всей продукции). Около 3/4 произведенных в Германии автомобилей идут на экспорт [2].

Для немецкого экспорта наиболее важными являются 3 региона – Европа, Северная Америка и Китай. В эти страны идут 83 % всех экспортируемых автомобилей. За последние 10 лет наибольшую прибыль принесли немецкие производители, выпускающие свою продукцию именно за рубежом.

Нами были изучены перспективы развития немецкой автопромышленности. Бюро технической экспертизы при немецком Бундестаге разработало 3 сценария развития, а именно: «консервативный»; «технологический прорыв»; «новые концепции мобильности» [4].

В первом доминируют старые (традиционные) технологии двигательного механизма, т.к. новые альтернативные двигатели все еще медленно продвигаются на рынке и мало снижают стоимость продукта.

Во втором сценарии ожидается диверсификация автомобилей с новыми альтернативными двигателями, при этом при помощи специальных программ развития и стимулов удастся снизить стоимость новых двигательных механизмов. В автомобилях с альтернативными технологиями доля мотора в себестоимости авто значительно снижается. Подобная ситуация возникает также с трансмиссией (коробкой передач) и компонентами выхлопной системы.

В третьем сценарии «Концепции мобильности» ожидается, что сеть услуг по прокату автомобилей и велосипедов, сайты совместных поездок, общественный транспорт, находят все большее распространение в Triade странах (Европа, Америка, Япония), а также в Китае. Прокат известен уже много десятилетий, но в последнее время наблюдается бум этих услуг [1].

Для обзора сценариев развития автопромышленности Германии и их влияния на экономику страны в целом нами разработана сравнительная таблица (табл. 1).

В качестве заключения мы приводим SWOT– анализ немецкой автомобильной промышленности, обозревающий ее сильные и слабые стороны, шансы и риски (табл. 2) [1].

Таблица 1

 

Консервативный

Технологический прорыв

Новые концепции мобильности

Традиционные технологии приводного механизма

^

v

v

Альтернативные технологии приводного механизма

 

^

v

Цена автомобиля

v

Число продаваемых автомобилей

^

^

v

Количество рабочих мест

^

^

v

Таблица 2

Сильные стороны

Слабые стороны

Премиум-сегмент

Имидж лидера передовых технологий

Рыночный успех сегодня

Сконцентрированная стратегия автоплатформ

Позиционирование в Китае

Сверхплотность парка автомобилей в Европе вне Германии

Исторически сложившаяся нацеленность немецких инженеров на производство моторов внутреннего сгорания

Отсутствие производства батарей высоких мощностей в Германии

Шансы

Риски

Бразилия, частично Мехико и Южная Америка

Сеть концепций мобилизации

Среднесрочное введение водородных топливных элементов

Большой потенциал в Индии

Концепции мобилизации снижают сбыт продукции на рынках

Защита окружающей среды затрудняет производство

Продвигается тенденция производства автомобилей с электродвигателем, но германские автопроизводители не успевают поднять собственное производство батарей