Предметом нашего исследования составила графика, характерная для русского скорописного письма исследуемого периода. Материалом изучения стали документы разных жанров, а именно: указы, репорты, прошения монашествующих, доношения на них, переписных книг и книг движимого и недвижимого монастырского имущества.
Один из важных вопросов для лингвиста – графика документов. Термин «графика» в науке понимается неоднозначно: с одной стороны, графика выступает как система правил соотношения [10], в трактовке других исследователей-лингвистов – как комплекс сведений о том, какие звуки, сооответствуют буквы [Вахек 1971; Зиндер, 1971; Бодуэн де Куртенэ, 1963]. Есть мнение о том, что графика – самостоятельная система, не обязательно соотносимая с системой звуковой [6, с 41]. С.С. Волков включает графику в состав частной грамматологии [4, с. 1], Т.А. Амирова – в состав графической лингвистики [1, с 54–56].
Мы считаем графику самостоятельной системой, но связанной и с палеографией, и с фонетикой, и с орфографией. Вслед за Б.И. Осиповым графика нами понимается как «набор способов обозначения того или иного явления звучащей речи» [9, с. 6], поэтому правомерно в этом разделе рассмотреть в скорописных текстах дублетные буквы, начертания строчных, прописных и выносных букв и их связное написание, сокращения слов.
Все тексты документов написаны скорописью, которая в отличие от полуустава и устава, которые представляли собой рисованное письмо, представляет почерк конкретного человека. Появление и распространение скорописи характеризует время, когда письмо не только обслуживает потребности культуры, но также преследует чисто деловые практические цели, например, служит орудием удовлетворения нужд гражданского правооборота, административно – правительственной и хозяйственной переписки. В скорописном письме главным стимулом становится стремление обеспечить быстрые темпы, добиться максимальной экономии времени и места.
Скоропись имеет свои особенности: 1) вариативность каждой буквы, 2) наличие букв-дублетов, 3) использование выносных букв, 4) применением приема сокращения слов за счет удаления букв или слогов.
Отметим, что графика скорописных памятников областного государственного архива г. Тобольска мало изучена. Известен ряд работ, выполненных на материале скорописных памятников деловой письменности г. Тобольска М.С. Выхрыстюк (2009, 2012).
Прочитанный нами материал представляет разнообразную картину графики отдельных знаков. Скоропись сохранила почти все буквы кириллицы, но функции отдельных из них существенно изменились. В графике памятника отмечаем вариативность прописных, строчных и выносных букв, обозначавших похожие на слух звуки, заложенную в самой системе скорописи. Она реализовывалась в индивидуальных начерках букв.
Показательна вариативность начертаний строчных и прописных букв в одном и том же почерке. Каждая буква могла предстать в нескольких вариантах, иногда в двух словах одна и та же буква, повторяясь, выглядела по-разному.
Таким образом, различные способы начертания строчных и прописных букв, напрямую зависели от индивидуальных особенностей почерка и даже характера писца.