Скорописные деловые тексты Тобольской духовной консистории, представлены текстами делопроизводства 22 церквей и двух монастырей – Тобольского мужского Знаменского монастыря (XVII–XVIII вв., И 70) и Тобольского Абалакского монастыря (вторая половина XVIII в., И 150). Они хранятся в фондах государственного архива г. Тобольска и содержат разнообразные сведения о многосторонней жизни церковнослужителей, священников, крепостных крестьян, монахов, прихожан, а также людей, имеющим отношение к известным в Сибири культовым заведениям.
Приказы архимандрита, прошения и доношения монахов раскрывают обширную картину внешней и внутренней жизни монастыря, показывают отношение к нему крестьян из близлежащих деревень и взаимоотношения с предприятиями города. В текстах отражен весь мир монастыря, широкий круг повседневных забот монахов и крепостных крестьян: каждодневный труд прежде всего во благо монастыря, а затем только для себя, забота о питании и одежде для себя и членов семьи, это и планирование свободных от работы дней, забота о детях и решение больших и малых бытовых проблем. Во второй половине XVIII в. во главе монастыря стоял Архимандрит Михаил Знаменский, который строго следил как за порядком в вверенном ему заведении, так и за благосостоянием семей монастырских крестьян.
В монастыре заслуживало порицания и легкомыслие по отношению к семейным и отцовским обязанностям. Подобное поведение крестьянина или священнослужителя выставлялось напоказ и обсуждалось всенародно: «...указъ о сыску бежавшаго в коломенской дховной консисторiи во исправленiи секретаря должности архивариса Степана пятницкого который оставя первую свою женy вступил подложно во вторый брак с подяческою дочерью девкою с Катериною фоминой здесь Тоболского Знаменского мнстря вотчины вагайской в казенной келiи сего августа 14 дня 1759 год- оной укаsъ полученъ i всhмъ вотчиннымъ крестьяномъ i десятникам чтениемъ обявленъ...» (И 70–1–13–60).
Дети монастырских крестьян также были объектом внимания и заботы со стороны монастырского правления. Так, на 1765 г. в монастыре «...малолетных ниже пятнатцати лет мужеска полy детей тысяча четыреста тритцать три человека, за нихъ надлежит подyшных i оброчных денегъ в каждый год быть в платеже по три тысячи по стy по пятидесятъ по два рyбли по шестидесят копеекъ … оные слUжителскiе дети по своемy малол?тствy ни работою ни промыслом на платеж оныхъ податей ничего достать не могутъ а отцы их штатныя служители iмея таковых малолетных по два i по три человека i с положеннаго их по штатy жалованья сверхъ пропитанiя ихъ i одежды платить вне состоянiя... в таковом случае коллегiя iного средства не находитъ, как за тех детей подушныя i оброчныя денги платить iз коллежских неокладных доходовъ, а служителей за малолетных их детей кои iмеют отроду ниже пятнатцати лет от платежа подушных i оброчных денегъ поеликy они содержатся на определенном жалованье уволить..., а те платежи продолжать, какъ i за отцов их iс коллежских неокладных доходовъ, дабы коллегiя в пол?ченiи своих доходов не iмhла помешателства, а штатные служители i крестьяна сверхъ настоящих податеи тем платежем отягчены не были...» (И 70–1–25–23). Обычно крестьяне, имеющие малолетних детей, освобождались от налога и других видов помощи монастырю, как-то: работы на монастырском дворе, участия в подворном строительстве, сборе урожая.
Монастырские крестьяне и монахи за несоблюдение законов монастыря и другие «ослушания» наказывались. Чаще всего свои грехи ослушники просто «замаливали». Так, в репорте о получении указа (И 70–1–13–110) читаем: «...присланъ по резолюции Его преосщетство в тоболскоi Знаменскоi мнстрь города верхотурска жител салдатскоi снъ iванъ кисловской за вину ево значащyюся в произведенномъ в дyховной консисториi деле, для исполнения Епитимиiи о положении в цркви за божественною литоргиею сто поклонов земных и быть емy в помянyтом Знаменском мнстре тримесячное время услушания црковнаго пения...» (И 70–1–25–110).
Монастырских крестьян, монахов и служителей монастыря, кроме забот о благосостоянии монастыря, не могли не волновать и повседневные личные заботы о своей семье, детях, свободном времяпрепровождении. Документы хранят уникальные сведения о повседневном быте связанных с монастырем людей: они раскрывают сферу деятельности, круг общения и забот людей, показывают их характер через поступки и отношение к другим людям. Изучение никем не исследованных монастырских материалов может помочь историкам в углублении знаний о жизнедеятельности монастырей того времени.