Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

В 1990-е распад СССР и противоречия становления новой государственности вызвали в стране глубокий кризис. Вопросы «кто мы» и «куда идем» стали актуальными. Александр Солженицын, продолжая традицию русских писателей: Ф.М. Достоевского (Дневник писателя) Л.Н. Толстого (Не могу молчать»), М.Горького («Невоевременные мысли») , В.Г. Короленнко и др. в острой публицистической форме выказал свои мысли по поводу «болящих вопросов современности» и, главным образом, о проблеме обустройства России. Статья «Как нам обустроить Россию» с подзаголовком «посильные соображения» была опубликована в 1990 г. тиражом 27 млн. экземпляров. Автор не случайно поставил вопрос в конце названия, ибо обращался к самым широким массам, призывая их к размышления и сотрудничеству. В данной работе мы рассмотрим программную статью А.И.Солженицына «Как нам обустроить Россию?» с точки зрения проблематики и тезисно выделим три важных, на наш взгляд, авторских посыла.

Первое, с чего следует начать, по мнению А.И. Солженицына – это «нравственное очищение». Содержанием новой национальной идеи должно стать «духовное и телесное спасение нашего народа»: «Духовная жизнь – пишет Солженицын – важнее обхвата территорий или даже хозяйственного богатства страны». Таким образом, писатель хочет подчеркнуть, что прежде всего переворот должен осуществиться в сердцах людей, и уже только после внутреннего «очищения», с чистым сердцем и совестью, можно приступить к государственному строительству.

Далее Солженицын переходит к государственным вопросам и рассуждает о необходимости возрождения национальной экономики, в частности такой фундаментальной её основы, как сельское хозяйство: «...рыдает всё в нашем сельском хозяйстве и надо искать ему путь, без этого жить нельзя!». Первое, что предлагает сделать писатель – отдавать землю в частную собственность, поскольку «только при ней мы можем рассчитывать, что наше сельское хозяйство не будет уступать западному». «Но введение ее должно идти с осторожностью, – предостерегает Солженицын -уже при Столыпине были строгие ограничения, чтобы земля попадала именно в руки крестьян земледельцев, а не крупных спекулянтов или на подставные имена, через «акционерные общества». Рассуждая о приоритетной для России государственной форме правления, Солженицын отмечает, что новый строй должен основываться на таком важном нравственном принципе, как уважение к личности, остальное же вторично: «государственное устройство – второстепеннее самого воздуха человеческих отношений». Восстановление же государства должно начаться с провинции, которая «должна получить полную свободу хозяйственного и культурного дыхания.» А крепкая и большая семья должна стать залогом сильного государства. Подводя итог, хотелось бы отметить, что и сегодня в поисках путей совершенствования государственной и экономической системы, поднятые Солженицыным вопросы остаются насущными и актуальными.