В современном обществе возросло число детей с особыми возможностями здоровья (далее ОВЗ), на фоне которых дополнительно формируются различные когнитивные и поведенческие нарушения [2, 3].
По мнению авторов коррекционных программ воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию развития всех высших психических функций (далее ВПФ). Поэтому логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам [4]. Основываясь на данной аксиоме, была создана программа коррекционно-развивающих занятий для группы для детей с ОВЗ, когнитивными и поведенческими нарушениями, в том числе с расстройством аутистического спектра (далее РАС).
Объект исследования: развитие детей с ОВЗ, когнитивными и поведенческими нарушениями, в том числе с РАС, предмет исследования: коррекция нейропсихологического и психофизиологического развития детей с ОВЗ, когнитивными и поведенческими нарушениями, в том числе с РАС.
В ходе изучения была выдвинута гипотеза о том, что групповые коррекционно-развивающие занятия, основанные на воздействии на сенсомоторный уровень, с учетом общих закономерностей онтогенеза, сказывается на активации всех ВПФ, что в целом влияет на нейропсихологическое и психофизиологическое развитие детей с ОВЗ, когнитивными и поведенческими нарушениями, в том числе с РАС.
Исследование было проведено в рамках коррекционно-развивающих занятий, проводимых на базе детского спортивного клуба «Агама» г. Владивостока. Исследуемая выборка – 5 человек: 4 мальчика и 1 девочка. Возраст детей 5–6 лет и один мальчик возрастом 7 лет. Все дети имеют диагноз – РАС, достаточно явные поведенческие и когнитивные нарушения.
Коррекционно-развивающий курс состоит из 24 занятий (2 раза в неделю, 3 месяца). Время занятия 50-60 минут. Оптимальное число участников группы 5-6 человек. При этом обязательным условием является отработка дома с родителями упражнений, выполняемых на занятии. Так как возможности компенсации нарушений существенно повышаются при активном участии родителей в формирующей работе, они постоянно присутствуют на занятии.
Методологическую основу для разработки программы представляют материалы отечественных и зарубежных экспертов [1]. Рабочая программа заданий для занятий прописывается к каждой группе индивидуально, исходя из первоначальных возможностей и особенностей детей. Каждая программа имеет общую цель и ряд задач. Цели, задачи, двигательные методы и кинезиологические упражнения, а также примеры трех комплексных занятий, разных по степени сложности, составленных на основе наработок отечественных и зарубежных экспертов, представлен в электронном виде [1].
Каждое занятие имеет одну и ту же четкую структуру, для наглядности используется визуальное расписание с набором карточек, которые отображают определенные блоки заданий. Перед каждым блоком все участники собираются у визуального расписания, по окончанию блока заданий карточка снимается с визуального расписания. Благодаря этому ребенку легче понять структуру занятия, он четко понимает, что сейчас будет происходить и когда все закончится, тем самым убирается «момент неопределенности», что помогает повысить уровень ощущения внутреннего комфорта и безопасности ребенка.
Структура занятия включает следующие обязательные элементы: приветствие; пальчиковая гимнастика; зарядка (телесные упражнения); упражнения на ковриках; игры вместе; прощание.
К основным принципам распределения заданий относятся: системность; принцип «от простого – к сложному»; принцип «повторения»; увеличение объёма материала; наращивание темпа выполнения заданий и смена разных видов деятельности.
Диагностика детей проводится в два этапа и имеет два временных среза. Первый замер – до начала групповых занятий: специалист и родители заполняют предложенные им на собрании опросные листы. Второй замер – по окончанию последнего занятия. По окончанию цикла занятий для родителей организуется собрание, где демонстрируется и анализируется динамика показателей (на основе сравнительного анализа данных до-после, а также анализ изменений у каждого отдельного ребенка с учетом мнения родителей, оценивается нейропсихологическое и психофизиологическое развитие детей.
В качестве психодиагностического инструментария использовались методики, которые могли бы помочь отследить наиболее проблемные зоны в поведенческих и когнитивных нарушениях ребенка, а также помогли бы оценить эффективность коррекционно-развивающей работы: Методика АТЕК [5] и Шкала оценки степени аутизма у детей [6].
В ходе обработки полученных данных по каждому отдельному испытуемому, были получены следующие сведения, отображенные в таблице.
По результатам исследования можно заметить, что уровень состояния каждого отдельного ребенка, в целом, вырос, состояние улучшилось, однако изменения происходили у детей гетерохронно в разных сферах и носили индивидуальный характер. Сдвиг в параметрах оценки произошел: речь/язык/коммуникативные навыки – у 1 из 5 детей; социализация – у 4 из 5 детей; сенсорные навыки/познавательные способности – у 3 из 5 детей; здоровье/физическое развитие/поведение – у 3 из 5 детей.
Полученные данные могут свидетельствовать о том, что гипотеза, поставленная изначально, о том, что групповые коррекционно-развивающие занятия, основанные на воздействии на сенсомоторный уровень, с учетом общих закономерностей онтогенеза, сказываются на активации всех ВПФ, что в целом влияет на нейропсихологическое и психофизиологическое развитие детей с ОВЗ, когнитивными и поведенческими нарушениями, в том числе с РАС, нашла свое подтверждение.
Результаты мониторинга показателей нейропсихологического и психофизиологического развития детей с ОВЗ, когнитивными и поведенческими нарушениями, в том числе с РАС (срезы до-после)
Показатели |
Испытуемые |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После |
|
Речь/Язык/Коммуникативные навыки |
Н |
Н |
С |
П |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Социализация |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
С |
Сенсорные навыки/Познавательные способности |
С |
П |
С |
С |
С |
С |
С |
П |
С |
П |
Здоровье/Физическое развитие/ Поведение |
Н |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
П |
С |
П |
Н – низкий, С – средний, П – повышенный уровни развития.
Интересно отметить, что наименьшие изменения произошли у самого старшего участника группы, что может свидетельствовать о том, что пластичность мозговых систем из-за отсутствия жестких мозговых связей имеет огромный аутокоррекционный потенциал до семилетнего возраста [3]. Таким образом, мы можем предположить, что коррекцию и абилитацию детей с ОВЗ, когнитивными и поведенческими нарушениями, в том числе с РАС, необходимо начинать как можно с более раннего возраста ребенка.
В перспективе исследования стоит задача проверить гипотезу на большей выборке детей с ОВЗ, когнитивными и поведенческими нарушениями, в том числе с РАС. В настоящее время проходит исследование второй экспериментальной группы детей.
Таким образом, исследование показало, что изучение проблем коррекции, абилитации и обучения детей с ОВЗ, когнитивными и поведенческими нарушениями, в том числе с РАС, остается актуальным и требует разработок новых, более эффективных методических приемов с использованием накопленных знаний и применением новых технологий. Практическая значимость проделанной работы заключается в том, что данные, полученные в результате исследования, могут быть полезны для специалистов, работающих с такими детьми, а также родителей детей с ОВЗ, когнитивными и поведенческими нарушениями, в том числе с РАС.