Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1 1
1

Физическая культура – вид культуры, специфический результат деятельности, средство и способ физического совершенствования людей и выполнения ими своих социальных обязанностей в обществе. Педагогический процесс ориентирован на механизмы воспитания свободной личности такие, как: всемерное поощрение и развитие практики включения учащихся в ситуации выбора, принятия самостоятельного решения, вариативного обучения и других форм демократизации образовательной системы. При этом исключаются любые методы и средства принуждения. Создавая пространство свободного саморазвития личности, необходимо научить пользоваться свободой как благом.

Известный русский педагог П.Ф. Каптерев говорил: «Педагогический процесс включает в себя две основные черты: систематическую помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности». По его мнению, главное заключается в том, что процесс саморазвития, который присущ организму, и педагогический процесс, направленный против саморазвития, неизбежно столкнуться и будут искажать становление личности. Саморазвитие, самодеятельность и педагогический процесс должны создавать единое целое.

С различными периодами возрастного развития выделены программы физического воспитания соответственно возрасту и эти программы реализуются последовательно по мере их усвоения в течение всего образовательного процесса.

В высшие учебные заведения поступает молодежь в возрасте от 18 до 23 лет. К этому периоду фактически завершается становление основных биологических и психологических функций, необходимых взрослому человеку для полноценного существования.

Самосознание в юношеском возрасте – это самосознание, характеризующееся познанием своего «Я» не только в настоящем, но и будущем, что связано с определением своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов. Главная социальная задача юности – выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями.

Специфика технического вуза заключается в том, что выпускники получают профессии инженеров, мастеров и экономистов. Студенты, поступившие в вуз в основном учащиеся средних школ без спортивного уклона, многие с врождёнными и приобретенными заболеваниями, дети которые никогда не занимались в школе физической культурой, в соответствие с этим они не знают функциональные резервы своего организма.

В вузах на физическую культуру выделяется большое количество учебных часов.

Медицинский работник проводит обследования каждого студента первокурсника, направленные на комплексную оценку состояния здоровья, физического развития и функциональных возможностей и дает заключения по медицинской группе и рекомендации для занятий физической культурой. Преподаватель на занятиях физической культуры проводит диагностику с каждым студентом, где определяется работоспособность по трем факторам: физиологические – состояние здоровья и функциональная подготовленность (тренированность), половая принадлежность, питание, сон, общая нагрузка, организация отдыха и др.; физические – воздействующие на организм через органы чувств: атмосферное давление, температура, шум и др.; психические – самочувствие, настроение, мотивация.

Это очень важно так, как занятия проводятся группой не выделяя студентов основной, подготовительной и специальной групп, далее это учитывается преподавателем и студентом.

Одна из основных задач – проведение процесса обучения в соответствии с состоянием здоровья студентов. Умения и навыки оценки собственного здоровья по простым тестам и результатам самоконтроля имеют личностную ценность для каждого человека.

Для самооценки физического развития на занятиях физической культуры первым этапом проводится анкетирование с каждым студентом, и преподаватель получает сведения о психической и физической форме.

Вторым этапом для самоконтроля физической нагрузки определение частоты сердечных сокращений (ЧСС). Студент обучается, как и где находится пульс, определение ударов в минуту и определение средней ЧСС для выявления тренирующего эффекта физкультурного занятия. Контроль за работоспособностью сердца измеряется также с помощью ЧСС. Любое занятие, в том числе и физкультурное, вызывает утомление, которое проявляется временным снижением работоспособности. Третьим этапом для самоконтроля и является научить определять степень утомления по нагрузке и вносить необходимые коррективы. Заключительным этапом является внесение данных в дневник самоконтроля и сделать анализ работы.

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА – НЕОБХОДИМАЯ ФОРМА ЗАНЯТИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Гребенник Н.Ю., Казаков Е.П., Федяшин А.А., Юдина Н.М.

Волжский институт строительства и технологий, филиал ВолгГАСУ, Волжский, [email protected]

Наряду с различными формами физической активности, утренняя гимнастика менее сложна, но более эффективна, для органичного и ускоренного включения в учебный процесс, благодаря мобилизации вегетативных функций организма, созданию положительного эмоционального фона, увеличению работоспособности центральной нервной системе.

Доступной и эффективной формой занятий в ВУЗе является утренняя гимнастика. Она обеспечивает студентам активный отдых и повышает их работоспособность. Упражнения подбираются таким образом, чтобы максимально активизировать работу всех систем организма, ликвидировать усталость. С учетом динамики работоспособности студентов в течении учебного дня, утренняя гимнастика продолжительностью 10-15 минут вводиться после 4 часов занятий. Однако, время проведения утренней гимнастики необходимо устанавливать индивидуально для каждого высшего учебного заведения.

Утренняя гимнастика должна стать неотъемлемой часть учебного процесса в ВУЗе, на уровне с физической культурой, физическим воспитанием молодежи, как важная ступень в формировании здорового образа жизни и активной жизненной позиции. Ведь, зачастую студенты не воспринимают утреннею гимнастику, ища причины, ведь ее результат в «тени», и необходимо каждый день, иногда и несколько раз сделать упражнения, которые не нужны.

Студент живет в режиме распределения времени, большая часть из которого связанна с общественно-необходимой деятельностью, а малая часть проходит по индивидуальному плану. Его режим дня определен учебным планом занятий, самостоятельным усвоением научного материала. А это означает, что студенческая молодежь подвержена не только губительным факторам окружающей среды, но еще и умственным, психологическим перегрузкам, связанным с их общественно-необходимой деятельностью. Как же можно, а главное, чем, помочь студентам преодолеть, порой не простой, учебный процесс?

Безусловно утренней гимнастикой. Внедрением и освоением, комплекса упражнений, направленных на общее укрепление организма. Упражнения, входящие в этот комплекс, оказывают благоприятное воздействие на процесс пищеварения, формируют осанку, повышают иммунитет, стрессоустойчивость, улучшают кровообращение, работоспособность мозга.

Напомню, что одной из главных целей утренней гимнастики, является мотивация здорового образа жизни молодого поколения.

Правильное внедрение утренней гимнастики, раскроет перед ними все положительные стороны здоровья, позволит сохранить и приумножить здоровье целой страны. Студент должен научиться воспринимать утреннюю гимнастику, не как необходимость, но как несомненную пользу для своего организма, как, своего рода ключ, к хорошему самочувствию, отменному настроению и высоким уровнем работоспособности всех функций организма. Это главная задача перед руководством ВУЗа, преподавателями и сотрудниками, и теми студентами, которые знают пользу утренней гимнастики, ведь наглядный пример – это ключ к успеху. Показателем этого станет самостоятельное внедрение утренней гимнастики каждым студентом, в свою повседневную жизнь в будущем, отказ от вредных привычек, в пользу здорового образа жизни.

Однако, не стоит забывать о противопоказаниях для занятий утренней гимнастикой: повышение температуры тела выше нормы; острые периоды воспалительных заболеваний; заболевания, сопровождающиеся тяжелым состоянием организма; противопоказания, определяемые лечащим врачом.

Поскольку занятия утренней гимнастикой в ВУЗах, не являются индивидуальными, а комплекс упражнений формируется исходя из общих показателей потребности студентов, рекомендуется разделять студентов на группы, по показателями здоровья, по половым признакам. В этом случае занятия утренней гимнастики станут наиболее эффективными.