Современный ориентир воспитания направлен на создание образа человека соответствующий вызовам времени. Чтобы спроектировать образ человека будущего, необходимо иметь представления о том каким должен быть человек. Важнейшей составляющей проблемы воспитания личности является национальное воспитание – это закономерное явление жизни народа, назначение которого состоит в обеспечении преемственности поколений. В результате глобализации необходимо сохранить национальную идентичность. Потеряв национальное своеобразие, историю, культуру, язык, нация теряет многое не только для себя, но и для всего человечества. Народ без нации, как человек без лица.
Необходимость национального воспитания в условиях глобализации возрастает еще, потому что став частью мирового экономического пространства мы можем утерять национальную идентичность. Единое мировое информационное пространство, создав глобальное сетевое общество, открыло жителям всего мира доступ ко всем материальным и духовным благам, умножая интеллектуальный ресурс, способствуя устойчивому развитию и достижению их благополучия. Информационные технологии ускоряют инновационный процесс, именно инновации являются источником экономического роста и успешной торговли. Инновации вырастают из традиций.
Основными источниками устойчивого качественного развития должен стать человеческий потенциал. Сегодняшним детям и в их взрослом будущем предстоит осваивать профессии, которых сегодня еще нет. Нахождение себе занятия, за которое будут платить деньги, станет для будущего поколения основной, а отношение к труду, определится как отношение к процессу, дающему немедленное удовлетворение, то есть приносящему удовлетворение в ходе осуществления деятельности. Труд станет способом самовыражения, так как в работе человек находит удовлетворение главной жизненной потребности – обретение смысла жизни.
Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в образовательных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Во все времена у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовно, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народных традиций? И как мы сможем с помощью национального воспитания гарантировать качественное развитие? Национальное воспитание предполагает гуманный подход к личности воспитуемого и требование с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Специфика воспитания детей обусловлена основными приобретениями ребенка и дидактической направленностью процесса взаимодействия со взрослым. Базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру определяет изучение форм и содержание родной культуры, помогает ребенку познать самого себя, гордится своей страной, осознавая ценность, а главное необходимость своей жизни и обретение смысла жизни.
Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, раскрытие природного потенциала в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дети 6-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков, а в подростковом возрасте поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности по схеме нравственного воспитания: знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное качество.
В педагогической науке повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.
Особое место в национальном воспитании необходимо отводить труду, в процессе которого у детей развивается смекалка, творческое мышление, нравственные качества личности. Приобщать к труду необходимо постепенно от подражания взрослым к самостоятельному планированию и выполнению.
Таким образом, этнотрудовые традиции в национальном воспитании будут выступать средством профессиональной ориентации молодого поколения, помогут обрести им захватывающую возможность реализовать себя в производстве средств своего существования, в поддержании жизни своим трудом, в развитии изобретательности – это и есть главная жизненная потребность – обретение смысла жизни.