ИКТ-среда – системный объект, который состоит из взаимосвязанных программных и технических компонентов. Назначение этой среды – создание условий и предоставление ресурсов, которые обеспечивают:
- осуществление образовательного процесса;
- организацию деятельности и управление образовательным учреждением;
- взаимодействие участников образовательного процесса.
ИКТ-среда решает следующие задачи, в соответствии с вышеперечисленными назначениями (табл. 1)
Для решения поставленных задач в дошкольном учреждении реализуются проекты по направлениям:
1. Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс. ЦОР в детском саду.
2. Повышение ИКТ-компетентности педагога ДОО. «Школа ИКТ»
3. Сайт ДОО, как эффективная форма взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
Ресурсное обеспечение
Нормативно-правовое обеспечение: разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОО (приказов, положений, правил, функционалов), заключение договоров с партнерами.
Научно-методическое обеспечение:
- функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОО;
- внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта.
Кадровое обеспечение:
- привлечение необходимых специалистов извне;
- формирование творческих групп.
Материально-техническое обеспечение:
1. Оснащение ДОО оргтехническими средствами, мультимедийным и интерактивным оборудованием.
2. Оснащение и переоборудование методического кабинета, организация рабочего места.
3. Организация медиатеки «Тематический демонстрационный материал», приобретение дисков-носителей, переносных жестких дисков, флеш-носителей.
Финансовое обеспечение:
- план финансово-хозяйственной деятельности;
- спонсорская и благотворительная помощь.
Таблица 1
Способствуя осуществлению образовательного процесса |
Способствуя организации деятельности и управлению образовательным учреждением |
Способствуя взаимодействию участников образовательного процесса |
- создание условий для использования в образовательном процессе имеющихся средств ИКТ; - компьютерная визуализация учебной информации и моделирование изучаемых (и/или исследуемых) объектов; - автоматизированный мониторинг и контроль качества результатов образовательного процесса; - создание условий для подготовки дидактических материалов; - обеспечение доступа участников образовательного процесса к информационным ресурсам; - подготовка и участие учащихся в дистанционных проектах, олимпиадах и конкурсах. |
- планирование деятельности образовательного учреждения и его структурных подразделений; - автоматизация формирования и учета контингента учащихся; - автоматизация обработки персональных данных учащихся и работников образовательного учреждения; - планирование образовательного процесса, распределение учебной нагрузки; - автоматизация процессов информационно-методического обеспечения образовательного процесса; - организация электронного документооборота; - осуществление мониторинга и контроля качества результатов образования; - анализ результатов деятельности образовательного учреждения; - обеспечение информационного обмена и документооборота с другими образовательными учреждениями и вышестоящими органами управления образованием; - создание условий для эксплуатации в образовательном учреждении программных компонентов муниципальных и региональных автоматизированных систем управления. |
- информационное взаимодействие учащихся и учителей (с помощью электронной почты, чатов и т. д.); - обеспечение быстрой обратной связи между родителями учащихся и педагогическим персоналом образовательного учреждения; - обеспечение доступа родителей учащихся к персональным данным и данным о результатах обучения и воспитания ребенка, а также о его личных достижениях. |
Таблица 2
План реализации проекта
Направление деятельности |
Мероприятия, организационные действия по обеспечению данного направления деятельности |
Планируемые результаты. Индикаторы эффективности |
Трудности, риски |
Организационные (управленческие) мероприятия, обеспечивающие результативность. Мотивация персонала |
|
Детский сад |
Партнеры, организации, оказывающие помощь |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Приоритетные направления деятельности администрации. |
|||||
Автоматизация управленческой деятельности |
Автоматизация планирования и организации деятельности |
Консультационная помощь методиста (ДО, ИМО, ЦИТ) управления образования |
Доступ к информации всех участников педагогического процесса. |
Облегчение труда |
|
Автоматизация административно-финансовой и хозяйственной деятельности |
Ведение эффективного электронного документооборота по финансовой и хозяйственной деятельности. |
Низкий уровень знаний и навыков по ведению электронного документооборота |
Курсы повышения квалификации для административного персонала по данной тематике |
||
Ведение мо-ниторинга качества образования |
Компьютерный мониторинг качества образования |
Консультационная помощь методиста управления образования |
Осуществляется развернутый мониторинг |
Низкий уровень навыков работы на компьютере |
Развернутый мониторинг |
Организация подго-товки педагогических кадров через работу творческой группы |
Создание системы обучения сотрудников начальным умениям работы на ПК (учебный план модульных блоков «школа ИКТ») |
Сотрудничество со школой, ЦИТ |
Овладение педагогов элементарными навыками работы с компьютером |
Затруднения в овладении навыками у педагогов |
Организация постоянно действующего семинара по обучению педагогов работе на компьютере и умению использовать другие технические средства. |
Электронный документооборот |
Создание банка данных для информатизации управления ОУ |
Переход ДОО на электронный документооборот. Максимальное использование всех имеющихся ресурсов. |
Выбор и эффективное использование программного продукта. Необходимость вести двойной документооборот |
Использование только электронных журналов планирования воспитательно-образовательного процесса. |
Окончание табл. 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Приоритетные направления деятельности педагога ДОО |
|||||
Создание документов средствами Microsoft Word |
Консультации, отработка практических навыков |
Компьютерный класс школы, библиотека |
Создание электронного портфолио педагога |
Недостаточность компьютеризированных рабочих мест |
Подготовка к аттестации |
Создание мультимедийных презентаций в Microsoft Power Point |
Создание медиатеки «Тематический демонстрационный материал». Приобретение в каждую возрастную группу интерактивного оборудования: стационарный, подвесной проектор, настенный экран, ноутбук |
Консультационная помощь учителя информатики |
Демонстрация презентаций на педсоветах, родительских собраниях, МО, Использование электронных демонстрационных материалов вместо устаревших бумажных плакатов в воспитательно-образовательной деятельности |
Быстрый износ техники |
Поощрение воспитателей, разрабатывающих собственные презентации. + баллы к аттестации. Использование электронных демонстрационных материалов вместо устаревших бумажных плакатов в воспитательно-образовательной деятельности |
Активный пользователь сети Интернет |
Использование интернет-модемов (в наличии в методическом кабинете 2 шт. – БИЛАЙН, МТС) |
Использование компьютерного класса школы |
Повышение уровня информационной культуры |
Недостаточность компьютеров (точек) подключенных сети Интернет |
Развитие и саморазвитие педагога, совершенствование его учебно – методической деятельности, педагогического мастерства и информационной компетентности |
Приоритетные направления деятельности родителя |
|||||
Повышение ИКТ-компетенции родителей |
Получение информации о проводимых мероприятиях через сайт д/с http://dou.yaguo.ru/ |
Участие родителей в реализации проекта. Информированность о деятельности ДОО через сайт http://dou.yaguo.ru/ |
Недостаточный материальный уровень семей |
Быстрый доступ к информации |
|
Оказание посильной помощи для внедрения ИКТ |
Проведение презентации для родителей о работе ДОО по проекту |
Участие родителей в реализации проекта |
Разработка механизмов привлечения родителей, рассматривая их как активных участников проекта информатизации ОУ |
Моделирование образовательной среды. ИКТ-среда