Подготовка детей к школе является одним из наиболее важных вопросов педагогики и психологии. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи.
А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. Дети из неполных семей часто становятся свидетелями и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как распад родительской семьи, проживание в конфликтной семье, что, естественно, негативно сказывается на процессе и результате их социализации. Данные исследований свидетельствуют, что такие качества детей, как ответственное отношение к учебе, трудолюбие, общительность, отзывчивость и ряд других, непосредственно коррелируют с отсутствием серьезных конфликтов между родителями. В конфликтных семьях у детей формируются, как правило, противоположные качества – безответственное отношение к учебе, нежелание трудиться, замкнутость, недоброжелательность.
Семья может рассматриваться в качестве не полной не только по составу, но и по своим функциональным характеристикам. В частности, семьи, в которых родители по тем или иным причинам не выполняют свои социализирующие функции, а также семьи с неблагоприятной психологической атмосферой, могут рассматриваться в качестве неполных, поскольку имеют воспитательный потенциал, недостаточный для успешного социального развития ребенка. «Полнота» семьи в большей степени зависит не от фактического наличия обоих родителей, а от полноты выполнения ими родительских функций по воспитанию детей, подготовке их к жизни в обществе. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др.
Целью экспериментальной работы является выявить влияние состава семьи на формирование психологической готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.
В эксперименте участвовало 10 дошкольников 6-7 лет, посещающие русскоязычную подготовительную группу в МБДОУ №56 «Пушинка» г. Якутска: 6 детей- из полных семей, 4-из неполных семей.
Нами было проведено три диагностики по выявлению психологической готовности детей: «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна- Йирасика, собеседование С.А. Банкова, «Психосоциальное развитие», графический диктант Д.Б. Эльконина.
Анализируя составленные по результатам всех методик сводные гистограммы мы выявили:
– высокий уровень психологической готовности наблюдается у 33% детей из полных семей, 25% из неполных семей;
– средний уровень выявлен у 67 % детей из полных семей, 50% составляют дети из не полных семей.
– низкий уровень психологической готовности выявлен 25 % детей из неполной семьи (см. диаграмма).
Уровни психологической готовности
Вывод. Из результатов исследования видно, что у детей из полной семьи преобладает средний результат психологической готовности, но частичный показатель диагностики детей из полных семей по результатам диагностики («Психосоциальный тест» А.С. Банокова), оказался ниже, чем у детей из неполных семей.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза: что уровень развития психологической готовности к обучению в школе выше у детей из полных семей, так как в неполной семье один родитель в силу своей занятости не может уделить должное внимание воспитанию ребенка,- подтвердилась частично. В дальнейшем требуется более скрупулёзное детальное исследование по данной теме. А также, необходимо социологическое исследование семей.