Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности и предполагает овладение лексическим запасом языка, грамматическим строем речи, а также умение полно, связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно его составлять. Формирование связной речи у детей изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место задержка психического развития (ЗПР), так как становление связной речи у данной категории школьников осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями.

В последнее десятилетие в специальных психолого-педагогических исследованиях пристальное внимание уделяется вопросам изучения речевого развития младших школьников с задержкой психического развития. (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, Е.А. Лапп, В.И. Лубовский, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко и др.).

Анализ исследований по проблеме обучения младших школьников с задержкой психического развития изложению дает основание сделать вывод о том, что на сегодняшний день в специальной литературе вопрос формирования репродуктивной письменной речи у детей с задержкой психического развития изучен недостаточно. Способы и приемы, способствующие формированию умения репродуцировать текст, используются в основном из традиционной методики, принятой в массовой школе, что мало учитывает возможности и особенности детей рассматриваемой категории.

Низкие результаты детей показывают, что существующая методика развития репродуктивной формы письменной речи не обеспечивает в полном объёме сформированность умения правильно и полно передавать содержание услышанного текста, что и обусловливает необходимость поиска новых, наиболее эффективных методов и приёмов, и тем самым определяет её особую актуальность в настоящее время.

В результате теоретического анализа специальной литературы была сформулирована гипотеза о том, что результативность написания изложения будет качественно лучше, если наряду с формированием речевых умений младших школьников рассматриваемой категории развивать психические функции, непосредственно влияющие на успешное восприятие и запоминание текста: слуховое и зрительное восприятие, память.

На констатирующем этапе эксперимента было проведено изучение особенностей репродуктивной формы письменной речи третьеклассников с задержкой психического развития. Результаты эксперимента показали, что дети с задержкой психического развития испытывают трудности в изложении текста по памяти. Даже. в. тех. случаях, когда. в работах детей прослеживался замысел, их работы не отличались. развёрнутостью. и последовательностью изложения. Учащиеся быстро забывали текст, поэтому для их работ характерны ошибки – пропуск коммуникативно сильных предложений и оперирование коммуникативно слабыми, отсутствие значимых частей текста и привнесение лишних деталей.

Таким образом, становится понятно, почему перед педагогами-практиками специальных (коррекционных) классов VII вида стоит задача разработки и совершенствования условий формирования репродуктивной формы письменной речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста в соответствии с их особенностями психики и образовательными возможностями.

Организация работы по обучению изложению с одновременным развитием и коррекцией психических функций и речевых умений способствовала улучшению таких процессов, как внимание, память, слуховое и зрительное восприятие с одной стороны, и практическому пониманию и закреплению учащимися знаний о способах связи предложений в тексте, синонимии, порядке слов в предложении и предложений в тексте, с другой. Помимо этого, проведенная работа способствовала более осознанному и самостоятельному репродуцированию текстовых сообщений детьми рассматриваемой категории.

Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов свидетельствуют о качественных изменениях репродуктивных текстовых сообщений у младших школьников, которые обучались с применением разработанных нами приемов коррекционной работы.

Подводя итог вышесказанному, считаем необходимым отметить тот факт, что проблема формирования репродуктивной формы письменной речи детей с задержкой психического развития по сей день является актуальной и имеет перспективы дальнейшего развития.