Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

Новый Закон об образовании в Российской Федерации ставит перед современной общеобразовательной школой задачу внедрения и развития инклюзивных форм образования (С.В. Алехина, Н.В. Артюшенко, О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко и др.). В последнее десятилетие в России наблюдается растущая тенденция к появлению новых форм обучения детей и подростков с особыми образовательными потребностями – интегрированное и инклюзивное обучение.

Дети с особыми образовательными потребностями – весьма специфичный контингент учащихся. Определяет судьбу личности не сам по себе дефект, а его социальные последствия, как отмечал Л.С. Выготский, комплекс изменений черт личности и отношение общества. «Особенность» определяется не самой болезнью, а той психологической средой, которой окружен особый ребенок. Поэтому дети данной категории требуют специального подхода к их обучению, развитию, воспитанию, особых педагогических условий при организации учебной и воспитательной деятельности за счет реализации психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение – это комплексная система педагогических мер по созданию всеми субъектами образовательного процесса социально-психологических и педагогических условий для оказания помощи и поддержки ребенка с особыми образовательными потребностями в решении задач его развития, обучения, воспитания и социализации в инклюзивном образовательном пространстве.

Система психолого-педагогического сопровождения в условиях общеобразовательной школы выполняет ряд функций. Компенсаторная функция заключается в создании условий, обеспечивающих развитие ребенка с особыми образовательными потребностями наряду со здоровыми детьми, но с использованием для этого иных, чем у здорового ребенка путей и средств, «превращение минусов дефекта в плюсы компенсации» (Л.С. Выготский). Стимулирующая функция направлена на активизацию ребенка в процессе общения в обществе здоровых детей. Развивающая функция предполагает создание условий для нормальной социализации детей с особыми образовательными потребностями в обществе здоровых детей. Коррекционная функция выступает процессом психолого-педагогической поддержки, подразумевая коррекцию травмирующих воздействий на ребенка и нейтрализацию факторов, вызывающих вторичные или психологические последствия дефекта.

Осуществление психолого-педагогического сопровождения, обучающегося с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе способствует социализации воспитанника и успешному усвоению учебного материала. При этом требуется соблюдение ряда условий. Во–первых, принятие факторов, обуславливающих наличие у обучающегося особых образовательных потребностей, и их влияние на специфику овладения учебной программы и участие в жизни общества. Во-вторых, ориентация на субъектное включение обучающегося и его семьи в общий процесс образовательной инклюзии. В-третьих, создание для данного процесса особой формы жизнедеятельности обучающегося – специальной развивающей среды, организация которой зависит от педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях массовой школы следует вести по четырем направлениям. В рамках первого направления (адаптационный этап) необходимо провести работу с ребёнком и членами его семьи на этапе поступления в школу. Второе направление подразумевает оказание психолого-педагогической поддержки ребенку в условиях школы с целью развития его коммуникаций. В основе третьего направления положено оказание индивидуальной психолого-педагогической помощи ребенку с особыми образовательными потребностями в процессе его обучения в условиях массовой общеобразовательной школы. Четвертое направление должно охватывать работу с педагогическим коллективом.

Теперь опишем каждое направление подробнее. На первом этапе обучающемуся и его семье должна быть оказана конкретная помощь на основе индивидуальной программы, которая составляется при непосредственном участии семьи и всей команды специалистов, работающих с обучающимся, воспитанником. При составлении программы учитывается уровень возможностей ребенка на данном этапе, его интересы, желания, возможности освоения психологического и жизненного пространства, ближайшее психологическое окружение (круг общения). Включение семьи в реабилитационную работу с ребенком и коррекция семейных отношений требуют на этапе адаптации наибольшего внимания как от психолога и педагога, так и от всех специалистов, включенных в команду. Специалисты оказывают родителям психотерапевтическую помощь, осуществляют медико-психологическое консультирование родителей, проводят занятия с матерью по ее обучению методам наблюдения за психическим развитием ребенка, овладению приемами эмоциональных контактов с ребенком и формами сенсорно–перцептивных взаимодействий, стимулирующих его психическое развитие. Особое место здесь занимает проведение психокоррекционных занятий и консультаций по сглаживанию, снятию тревоги и чувства вины у родителей, а также обучение рациональным методам ухода за ребенком. Усилия специалистов направлены на подготовку семьи ребенка к его поступлению в школу. На этом этапе все специалисты работают над повышением уровня психологической устойчивости ребенка и его семьи к негативным тенденциям и воздействиям общества, над формированием восприятия болезни как определенного жизненного стиля и поведения.

Цель второго направления психолого-педагогического сопровождения – создание специальной развивающей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и может реализовать имеющиеся у него возможности. К формам специальной развивающей психологической среды мы относим различные тренинговые занятия, на которых решаются как развивающие, так и коррекционные задачи; специальным образом организованную игровую деятельность, в которой на первое место выступают действия и поступки, полезные для вхождения ребенка в реальную жизнь. Этой же цели служат различные встречи, которые способствуют развитию у детей необходимых коммуникативных качеств. В качестве особой формы специальной развивающей среды также используется психодиагностика, в которой заложен принцип самопознания и саморазвития на основе анализа и использования данных, полученных с помощью психодиагностических процедур.

В качестве целевой установки в рамках третьего направления психолого-педагогического сопровождения мы определили оказание индивидуальной психолого-педагогической помощи ребенку с особыми образовательными потребностями в процессе его обучения в условиях массовой общеобразовательной школы. Ведущим специалистом на этом этапе является коррекционный педагог (учитель-дефектолог). Здесь осуществляется мониторинг адаптационного процесса ребенка в условиях массовой школы. Регулярно проводится изучение отношений ребенка с особыми образовательными потребностями в жизнедеятельности и учебе в условиях школы; изучение его взаимоотношений со сверстниками и учителями; отношения к условиям учебы и организации досуга. При проведении мониторингового обследования также используются другие эмпирические методы: изучение документации (школьных тетрадок ребенка, оценочных листов, дневниковых записей, работающих с ним педагогов), экспертные оценки педагогов. Мониторинг позволяет выявить общую картину поддержки ребенка в школе, а также отслеживать изменения, достигнутые применяемыми способами воздействия. Также следует вести работу с классом, в котором учится ребенок, в направлении формирования у детей установки на его принятие, понимание имеющихся у него проблем, чувство товарищеской взаимопомощи и эмпатии. Кроме того, учащиеся должны включаться в совместную деятельность реальную или имитационную, где важную роль имеет взаимовыручка и поддержка друг друга.

Четвертое направление предполагает работу с педагогическим коллективом. Эта работа включает в себя поддержку по вопросам психолого-педагогического сопровождения, организацию психологической помощи участникам образовательного процесса, организационно-методическую и правовую поддержку, информационно-методическую поддержку.

В целом можно сформулировать ряд выводов. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в современной инклюзивной школе предполагает в качестве обязательного и необходимого элемента работы коллектива психолого-педагогическое сопровождение всех субъектов образования. Все участники образовательного процесса (дети, родители, педагоги, администрация учреждения, ближайшее социальное окружение) должны быть подготовлены к включение особых детей в среду общеобразовательной школы. Эта подготовка включает создание позитивных установок на взаимодействие, воспитание толерантности у всех участников. Особые требования предъявляются к формированию у педагогов соответствующих компетенций – личностной, мотивационной, коммуникативной, методической и др. готовности. При работе с родителями важными являются такие направления работы как профилактика неадекватной реакции на факт нарушения в развитии ребенка; формирование адекватного отношения к проблемам ребенка; снижение эмоционального дискомфорта; контроль родителями собственных эмоциональных состояний; установление адекватных детско-родительских отношений; укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка.

При этом позитивные изменения, которые наблюдаются в среде родительской общественности и профессиональном сообществе педагогов в результате комплекса информационно-методических, организационных и психолого-педагогических мероприятий, дают надежду на развитие современной школы как центра образовательной инклюзии.