Проблема психологической готовности старшего дошкольника к обучению в школе исследуется многими психологами и педагогами. Нами были изучены труды следующих авторов: Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Л.И. Божович, Е.Е. Кравцовой, В.Д. Шадрикова, Д.Б. Эльконина, Н.И. Гуткиной. Под психологической готовностью они понимали достаточный уровень психологического развития ребенка, позволяющий ему успешно освоить школьную программу обучения. Подготовка детей к школе является комплексной задачей. Чтобы ребёнок успешно учился, он должен стремится к школьной жизни. Наше исследование предполагает посмотреть готовность старшего дошкольника к обучению в школе в трех аспектах: своевременная смена ведущего вида деятельности (переход от игры к учению) и доминирующего психического процесса (переход от речевой доминанты к мышлению как доминирующему психическому процессу), а также готовность ребенка к обучению в школе, проявленная познавательным психическим процессом внимание.
Д.Б.Эльконин утверждает, что внутри ведущего вида деятельности определённого возрастного этапа, формируется ведущий вид деятельности следующего возрастного периода. Мы рассматриваем детей на стыке двух возрастных периодов, таким образом они должны показать смену одного вида деятельности на другой. Так же, по мнению Д.Б. Эльконина, внутри ведущего вида деятельности формируются и развиваются различные психические процессы. В младшем школьном возрасте доминирующим психическим процессом является мышление, а в старшем дошкольном речь логически разовьется в словесно-логическое мышление на этапе младшего школьника. Наше исследование направлено на то чтобы посмотреть насколько актуально учение Д.Б.Эльконина на современном этапе. Таким образом актуальность нашего исследования заключается в следующем: подтвердить или опровергнуть базовые концепции психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Д.Б.Эльконина и Л.С. Выготского.
Объект исследования: старшие дошкольники в возрасте 6-7 лет.
Предмет исследования: психологическая готовность старшего дошкольника к обучению в школе.
Гипотеза исследования: эмпирическая часть исследования должна показать планомерный переход от одного вида деятельности (игровой, доминирующей в дошкольном возрасте) к другому (учебной, доминирующей в младшем школьном возрасте) и доминирующего в старшем дошкольном возрасте познавательного процесса – речь, к доминирующему в младшем школьном периоде – мышлению.
Цель исследования: концептуально и эмпирически обозначить планомерный переход от ведущего вида деятельности старшего дошкольника (игра) к ведущему виду деятельности младшего дошкольника (учеба), а также от доминирующего психического процесса старшего дошкольного возраста (речь) к доминирующему в младшем школьном возрасте (мышление)
Задачи исследования:
1. Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Подбор методик для определения уровня психологической готовности старшего дошкольника к обучению в школе.
3. Проведение исследования, обозначающего смену ведущего вида деятельности и познавательного процесса.
4. Интерпретация полученных данных для соответствующего прогноза.
База исследования:
МБДОУ детский сад «Ягодка» №18 Краснодарского края, Выселковского района, станицы Новомалороссийской, ул. Победы 13, старшая группа (30 человек).
Методологическая база исследования:
- методика Н.И. Гуткиной «Незаконченный рассказ»;
- методика Т.Д. Марцинковской «Невербальная классификация»;
- методика корректурной пробы Бурдона;
- наблюдение;
В старшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через расцвет режиссерской, образно - ролевой и как следствие этого, сюжетно-ролевой игры, ребенок приходит к освоению более сложных видов деятельности, требующих нового (произвольного) уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умении контролировать свои действия и оценивать их результат (труд и учение). Сюжетно ролевая игра, которая достигает своей развитой формы с середины дошкольного возраста дает начало играм с правилами. В играх с правилами роль уже отходит на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил игры. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правило выполнения этих игр жестко контролируются. Дети сначала контролируют друг друга, а потом каждый самого себя. Игры с правилами приводят в дальнейшем к саморегуляции (сначала другие дети контролировали исполнение правил игры определенным ее участником, потом дошкольник сам регулирует это следование правилам). После возникновения саморегуляции старшему дошкольнику уже становится доступно принятие учебной деятельности, и он понимает, что выполняет то или иное действие для того, чтобы научиться выполнять его правильно. Ребенок в 6 - 7 лет может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить полученный результат с образцом, увидеть расхождения.
К концу дошкольного возраста отмечается явное предпочтение интеллектуальным занятиям. Разрозненные, конкретные, мало осознаваемые впечатления об окружающей действительности становятся все более четкими, ясными и обобщенными, появляется некоторое целостное восприятие и осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения.
Психические процессы также претерпевают изменения. В дошкольном возрасте ребенок способен овладеть всеми формами устной речи взрослых. Через свои монологи и рассказы он передает не только увиденное им, но и формирует свое мнение, переживания и впечатления по конкретной ситуации. У старшего дошкольника появляется интерес к речи, как особому объекту познания. Его интересует звучание и значение слова, звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи. Благодаря большой любознательности и наблюдательности в старшем дошкольном возрасте, дети начинают чаще высказывать свои личные суждения, пересказывать интересные для них отрывки рассказов, проявляют особый интерес к разгадыванию загадок, тем самым демонстрируя свой интерес к умственным занятиям. В этот период потребность в решении усложненных задач заметно перевешивает интерес к решению тех заданий, при которых не требуется выдумка или усилия, что приводит к интенсивному развитию словесно – логического мышления. Для детей 6-7 лет словесно-логическое мышление представляет собой обобщение чувственного опыта, очевидное расширение кругозора, способность выявлять закономерности, сравнивать признаки различных предметов и анализировать их, что дает им возможность думать не только о непосредственно воспринимаемых предметах, но и об отсутствующих. Активное развитие словесно - логического мышления является необходимым условием для успешного включение ребенка в школьное образование.
Внимание в старшем дошкольном возрасте активно совершенствуется. Если у младшего дошкольника преобладает непроизвольное внимание, вызываемое внешне привлекаемыми предметами, событиями и людьми, то у старшего дошкольника проявляется способность к произвольному (выбранного его волей) сосредоточению внимания. Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности особенно заметно возрастает к 7 годам.
В нашем эмпирическом исследовании мы решили посмотреть переход от игровой деятельности в учебную и развитие психических процессов.
Использованная нами методика «Незаконченный рассказ», где мы предлагали ребенку на выбор, дослушать начатую сказку «Мальчик-с-пальчик» или поиграть с новыми игрушками, нацеленая на выявление ведущего вида деятельности, показала следующие результаты. У 26 детей (87%) преобладали познавательные мотивы (решили дослушать сказку), у четверых (13%) - игровые мотивы.
Рис. 1. Результаты исследования по тесту «Незаконченный рассказ»
Методика «Невербальная классификация» определяет у детей 6-7 лет уровень развития словесно – логического мышления. Дошкольникам предъявляется стимульный материал, например, 2 карточки с изображением волка и овцы. Далее третья карточка с изображением коровы подкладывалась под карточку с изображением овцы. На следующем этапе ребенку предлагалось самостоятельно продолжить раскладывать карточки. В конце эксперимента ребенка спрашивали почему он подкладывал карточку под определенную картинку. Двое детей (13%) показали высокий уровень развития словесно-логического мышления, 13 детей (81%) нормальный уровень развития и 1 ребенок (6%) низкий уровень развития мышления.
Рис. 2. Результаты теста «невербальная классификация»
По методике «Корректурной пробы Бурдона» (детям было необходимо вычеркивать из предложенных спонтанно набранных рядов букв две определенные буквы), направленной на выявление у детей старшего дошкольного возраста уровня развития устойчивости внимания, 2 детей (12%) показали отличный уровень развития,14 детей (88%) показали хороший уровень.
Рис. 3. Результаты теста «Корректурной пробы Бурдона»
Вывод: использованные в исследовании методики подтвердили планомерность перехода от игровой деятельности в учебную, а также от доминирующего психического процесса в старшем дошкольном возрасте (речь) к доминирующему в младшем школьном возрасте (мышление). Эти результаты показывают, что методики современных авторов подтверждают психолого-педагогические концепции о психологической готовности старших дошкольников 6-7 лет к обучению в школе таких авторов как Д.Б. Эльконин и Л.С. Выготский.