Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE POSSIBILITY OF LONG-TERM AND STABLE RELATIONS BETWEEN THE REPUBLIC OF KOREA AND JAPAN

Makova A.V. 1
1 Vladivostok State University of Economics and Service
South Korea and Japan have experienced deterioration in bilateral relations since 2012. Are there any real prospects for improving their relations? Will they continue this negative path or restore the balance still positive in the long term? Considering the different points of view, try to argue in favor of the positive prospects for long-term relationships.This view is supported by a structural point of view, which is based on two long-term strategic direction, which affect Northeast Asia, - increased uncertainty in the regional environment (due to the threat of North Korea and China's strategic growth); and the growing burden on the US military presence in both countries. In response to these structural pressures, South Korea and Japan will adapt and apply strategies to protect its national security within the Union framework with the United States to reform and strengthen the strategic cooperation through bilateral and trilateral (with the United States) agreement.
historical conflict
Japan
Republic of Korea

С 2012 года в японо-южнокорейских отношениях наблюдается один из худших этапов в новейшей истории. Правительствам Ёсихико Нода и Ли Мён Бака пришлось решать негативные последствия неблагоприятного саммита между двумя лидерами в Токио в декабре 2011 года; контролировать ситуацию после резкой отмены подписания первого военного соглашения между Южной Кореей и Японией с 1945 года и управлять странами в условиях ухудшения двусторонних отношений, когда Ли Мён Бак стал первым действующим президентом, который посетил Токто в августе 2012.

Эта тенденция обострилась под руководством Синдзо Абэ и Пак Кын Хе, когда нерешенный вопрос истории занял центральную позицию в двусторонних отношениях. Уровень подозрительности по отношению к Японии достиг пика, когда Абэ стал первым за семь лет японским премьер-министром, который посетил храм Ясукуни в декабре 2013 г. Обоим лидерам предстоит провести двусторонний саммит, но перспективы такой встречи кажутся тусклыми в настоящее время.

В контексте всех этих событий, пессимистичный подход стал доминирующим при характеристике настоящего и долгосрочного состояния японо-южнокорейских отношений. Эти объяснения были основаны на внутриполитических и национальных факторах, имеющих отношение к двусторонним отношениям. Фокусировка на национальных факторах неизбежно приводит к менее благоприятным заключениям о японо-южнокорейских отношениях, особенно в краткосрочной перспективе. Причина заключается в том, что эти факторы легко поддаются политическим манипуляциям для краткосрочных выгод, что и будет описано далее.

Анализируя различные факторы, стоит уделить особое внимание двум структурным факторам долгосрочной перспективы: во-первых, повышение уровня угрозы безопасности в Северо-Восточной Азии; и во-вторых, рост нагрузки на военное присутствие США в обеих странах и их приверженность безопасности обоих союзников. Вторым фактором является не расторжение союзов США с Южной Кореей и Японией, а ограниченное сокращение численности военного присутствия США и пересмотр стратегии США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Хотя эти структурные факторы указывают на неопределенность в Северо-Восточной Азии, утверждается, что здесь они будут иметь положительное влияние на японо-южнокорейские отношения. Совокупный эффект этих долгосрочных факторов приведет Южную Корею и Японию к адаптации и применению стратегии для защиты своей национальной безопасности в рамках реформирования структуры альянса с США и укрепления стратегического сотрудничества на основе двусторонних, а также трехсторонних договоров.

Пессимизм в японо-южнокорейских отношениях был приписан к внутренней политике обеих стран. Увеличение двусторонней напряженности из спорного визита президента Ли Мён Бака на Токто также можно отнести к внутренней политике. Одно из возможных объяснений этого действия, это попытка Ли Мен Бака оставить наследственную политику до окончания президентского срока. Это должно было укрепить позиции его политической партии на президентских выборах, как символ сильной позиции по отношению к Японии. Этот спорный визит также понимался как отвлечение от внутренних проблем, с которыми сталкивался Ли Мен Бак и его правительство.

Опираясь на внутреннюю, национальная политика также способствовала пессимизму в японо-южнокорейских отношениях. Трения в двусторонних отношениях, вызванные национальными или идейными факторами, главным образом исходят из исторических конфликтов.

Ситуация стала еще более сложной в современный период в связи с ростом национализма в японских и южно-корейских государствах и обществе. Позиции, выраженные обеими сторонами по вопросам истории, укрепились и в результате трения переросли и недоверие между обоими государствами.

Усиленный национализм и в результате бескомпромиссное отношение к неразрешенным вопросам истории также очевидны и в Японии. Позиция Японии выражается в том, что император и политическое руководство выразили раскаяние Южной Корее, и не будут пересматривать вопросы, которые были решены предыдущими правительствами.

Все эти факты приводят к пессимистическому выводу по поводу отношений Южной Кореи и Японии. Эти факторы являются очень чувствительными к политическим манипуляциям для краткосрочных выгод со стороны руководства в обоих государствах. Продолжим анализировать дальше, основываясь на структурном подходе ко всем факторам, чтобы найти варианты оптимистичного развития двусторонних отношений.

Несмотря на некоторые расхождения, Южная Корея и Япония имеют несколько общих долгосрочных стратегических проблем, связанных с продолжением развития ядерных ракетных программ Северной Кореи. С каждым испытанием в 2006, 2009 и 2013, соответственно, Северная Корея укрепила свой статус ядерного государства, наряду с поэтапным расширением ядерной программы. Увеличивая свой ядерный потенциал, Северная Корея добилась определенных успехов в разработках ракет ближнего и дальнего радиуса действия. Возможность Северной Кореи объединить все это с ориентировкой на Японию или Южную Корею также беспокоит Сеул и Токио. Неоднократные воинственные действия Северной Кореи стали еще одним источником беспокойства для Южной Кореи и Японии.

С начала 1990-х годов, Южная Корея и Япония были сильными сторонники мер, направленных на Северную Корею на многостороннем, трехстороннем и двустороннем уровнях.

На двустороннем уровне, Южная Корея и Япония укрепляют сотрудничество в области безопасности, начиная с середины 1990-х годов, хотя, это сотрудничество и пострадало от колеблющегося статуса политических отношений. Общие проблемы, связанные с ростом неопределенности после смерти Ким Чен Ира и последующие неудачным испытанием ракеты дальнего действия Пхеньяном в апреле 2012 года, привели к попыткам Сеула и Токио поднять уровень сотрудничества в области безопасности в рамках двустороннего военного договора, который бы обеспечил правовую базу для обоих государств. Хотя подписание пакта было, в конечном счете, отменено, переговоры между странами, тем не менее он отобразил общие стратегические интересы Южной Кореи и Японии в отношении Северной Кореи и намерение поднять уровень двустороннего сотрудничества в области безопасности.

Угроза Северной Кореи является долгосрочным стратегическим вызовом, как для Южной Кореи, так и для Японии. До тех пор, пока Северная Корея использует ядерное оружие для обеспечения своей безопасности, она вряд ли откажется от этой программы. В то время пока существует изоляция государства от международного сообщества, в своем режиме Ким Чен Ын будет продолжать использовать воинственную политику, чтобы получить экономические и гуманитарные уступки, и рычаги в переговорах с другими государствами.

Другим главным долгосрочным вопросом, который поддерживает укрепление сотрудничества между Южной Кореей и Японией, является воссоединение Кореи. Оба государства разделяют общее видение, наряду с Соединенными Штатами, которое заключается в том, чтобы добиться мирного объединения, основанного на демократических и рыночных экономических принципах.

Стратегический подъем Китая стал еще одной долгосрочной проблемой, которая могла бы укрепить японо-южнокорейское сотрудничество в области безопасности. Современное состояние отношений Южной Кореи и Китая и Японии и Китая отношений могут не поддерживать эту точку зрения. В то время как китайско-японские отношения ухудшились с сентября 2010 года и стали характеризоваться как стратегическое недоверие, отношения Южная Корея и Китая постепенно прогрессировали после нормализации отношений в 1992 году на основе стратегического доверия. Южная Корея и Япония, возможно, имеют расходящиеся представления относительно Китая.

В то время как Япония четко рассматривает Китай как стратегическую угрозу, Южная Корея официально поддерживает оптимистическую точку зрения в отношении Китая. Об этом свидетельствует дружественный характер встреч на высшем уровне между президентом КНР Си Цзиньпином и Пак Кын Хе в Пекине в июне 2013 года и в Сеуле в июле 2014 года. Тем не менее, важно отметить, что оптимистичный подход Южной Кореи в отношении Китая в основном распространяется только на область экономики. Хотя Китай является крупнейшим торговым партнером для обоих государств, экономические отношения Южной Кореи с Китаем являются более важными, чем Японии с Китаем. Четверть торговли Южной Кореи происходит с Китаем, что больше, чем с Соединенными Штатами и Японией вместе взятыми.

В стратегическом плане, однако, Южную Корею все больше беспокоят стратегические намерения Китая, которые базируются на его расширенных военных возможностях. Южная Корея не обеспокоена по поводу Китая так сильно как Япония, но это не означает, что Китай не является стратегической угрозой для Южной Кореи.

Таким образом, Южная Корея и Япония приняли к сведению долгосрочный стратегический подъем Китая. Для начала, быстрый рост и отсутствие прозрачности в китайских расходах на оборону являются непосредственным источником беспокойств по поводу оборонного бюджета.

И Южная Корея и Япония обеспокоены тем, что Китай становится более уверенным в регионе и за его пределами. Напористость Китая явно проявляется в территориальных претензиях, а для Японии, в неоднократном вторжении в японские воды. Заявление Китая об «опознавательной зоне ПВО», которая перекрывает Восточно-Китайское море и спорную скалу Сокотро, подняло сильную оппозицию со стороны Сеула и Токио.

Существует также разногласия между интересами Южной Кореи и Японии и интересами Пекина в отношении Северной Кореи. И Южная Корея, и Япония предпочитают более жесткую позицию против Северной Кореи. Пекин поддерживает тесные отношения с Пхеньяном, несмотря на дестабилизирующее поведение.

Долгосрочное военное присутствие США в Северо-Восточной Азии является еще одной структурной тенденцией, которая оказывает непосредственное влияние на сотрудничество Южной Кореи и Японии в области безопасности. Соединенные Штаты служили основным источником региональной стабильности и поставщиком гарантии безопасности для Южной Кореи и Японии со времен Договора о взаимном сотрудничестве и безопасности между Соединенными Штатами и Японией 1951 года и Договора о взаимной обороне между Соединенными Штатами и Республикой Корея 1953 года. Ключевым аспектом этой позиции было базирование войск США в виде сети военных баз в обеих странах в обмен на приверженность безопасности Америки своим союзниками. Эта особенность построения региональной безопасности является важным источником региональной стабильности, сдерживания противников, облегчая возможность проецировать силу за границей и гарантировать свободу глобального сообщества.

Несмотря на то, что военное присутствие США постоянно сталкивается с давлением, сейчас наступил период, когда структурные и внутренние давления для сокращения численности стали сильнейшими в период после окончания холодной войны, несмотря на объявление о политике баланса правительством Обамы в 2011 году.

В контексте роста стратегических уровней угрозы в регионе и изменений характера присутствия вооруженных сил США в регионе, можно утверждать, что японо-южнокорейские отношения могли еще больше ухудшиться с 2012 года, когда укрепления их потенциала сдерживания и отношений с Соединенными Штатами существовало независимо друг от друга. Это привело бы к продолжению статус-кво; или еще хуже, к большему разделению между Южной Кореей и Японией. Тем не менее, можно утверждать, что более вероятным исходом в сложившейся ситуации, наоборот, будет усиление японо-южнокорейского стратегического сотрудничества по трем основным причинам.

Во-первых, угроза, исходящая от долгосрочного стратегического роста Китая и усиления ядерного потенциала Северной Кореи в сочетании с воинственным поведением, будет угрожать Южной Корее и Японии больше, чем Япония Южной Корее и наоборот. Оба государства могут счесть эту задачу достаточно сложной для независимого решения или для решения через союз с Соединенными Штатами. Решение этих угроз требует целостного подхода, который включает в себя не только союз с США, но и более сильное двустороннее стратегическое сотрудничество между двумя государствами на основе их общих интересов. Безусловно, усилия по ремилитаризации Японии и усиление национализма в стране очень беспокоят южнокорейскую сторону. Тем не менее, важно подчеркнуть, что эти проблемы являются главными в политической сфере. Стратегически, оба государства разделяют общее стратегическое видение развития и безопасности региона, которое включает сильное присутствие США.

Во-вторых, несмотря на противоречия в вопросах, связанных с историческим наследием, некоторые сходства и общие черты формируют основу стабильных японо-южнокорейских отношений в долгосрочной перспективе. В экономическом плане, Южная Корея и Япония являются сильными свободными рыночными экономиками, занимая вторую и четвертую позиции в рейтинге крупнейших экономик Азии. Оба государства имеют обширные двусторонние торгово-экономические отношения, а также обладают сильными инвестициями, торговлей, туризмом и культурным наследием. С политической точки зрения оба государства являются процветающими и стабильными демократиями.

Проблема истории, вероятно, остается самым сильным фактором, который бросает вызов оптимизму в долгосрочных стратегических отношениях Южной Кореи и Японии. Можно точно сказать, что история оказала сильное влияние на японо-южнокорейское восприятие друг друга. Тем не менее, влияние фактора истории является проблематичным само по себе, так как есть различия в том, как история влияет на двусторонние отношения.

В-третьих, важным моментом, который явно отсутствует в дебатах по японо-южнокорейским отношениям, является то, что обе страны осуществляют свою политику с точки прагматизма и мудрости для обеспечения стабильности в их двусторонних отношениях. Это имело место даже в самый трудный период, когда президент Ли Мён Бак совершил визит на острова Токто. Этот визит вызвал серьезное ухудшение двусторонних отношений, но это не привело к разрыву отношений.

Основные аргументы приводят к пессимистическому взгляду на японо-южнокорейские отношения. Структурный подход, применяемый в течение долгосрочного периода, показывает более позитивную картину отношений Японии и Южной Кореи. Совместное влияние различных структурных тенденций заставило бы Южную Корею и Японию найти способы защиты своих национальных интересов в рамках реформирования структуры альянса, укрепления трехстороннего сотрудничества между двумя азиатскими государствами и Соединенными Штатами, а также укрепления двустороннего сотрудничества в области безопасности, а также; следовательно, более оптимистического видения японо-южнокорейских отношений.

Можно сделать вывод с четырьмя основными предложениями по укреплению стратегического аспекта двусторонних отношений .

Во-первых, как для Сеула, так и для Токио важно, продолжать осуществлять политику прагматизма в определении их двусторонних отношений.. В качестве резолюции в этом вопросе, обе страны должны избежать обострения проблемы. Япония должна воздерживаться от поведения, которое обостряет напряженность двусторонней проблемы в контексте истории. Южная Корея должна избегать использования проблемы истории в качестве политического преимущества и признать сохраняющийся высокий уровень пацифизма в японском обществе, выявленный в ходе недавнего переосмысления статьи 9. Крайне важно, чтобы Южная Корея и Япония сосредоточились на долгосрочных стратегических преимуществах стабильных отношений, и сохраняли политические проблемы под контролем.

Во-вторых, как Южная Корея, так и Япония требуют большого опыта друг от друга в политических и правительственных сферах. Крайне важно, чтобы оба государства делали вклад в опыт друг на друга, что позволит им поддерживать регулярные политических дискуссии на различных уровнях, установить контакты за пределами официальных каналов, понять поведение и потребности каждого государства, и в конце концов, двигаться в направлении, имеющем стабильные межправительственные рабочие отношения.

В-третьих, важно, чтобы Южная Корея и Япония решительно участвовали в двусторонних усилиях оборонной дипломатии между японскими и южнокорейскими вооруженными силами.

И, наконец, Сеул и Токио должны продолжать подтверждать свои союзы с Соединенными Штатами. Военное присутствие США и структура альянса всегда были и будут продолжать быть источником стабильности в регионе. Поддержка со стороны Южной Кореи и Японии является абсолютно необходимой для Соединенных Штатов, особенно для актуализации стратегии США. Что еще более важно, Сеул и Токио должны воздерживаться от конкурирующих действий за внимание США, и работать в направлении укрепления трехстороннего сотрудничества. По мере того как региональные угрозы эскалации конфликта растут, коллективный подход через трехстороннее взаимодействие позволит трем государствам для эффективно решать проблемы с Северной Кореей и Китаем.