Актуальность исследования. А.Н.Радищев в 4-хтомном философском трактате « О человеке, о его смертности и бессмертии» (1809 год опубликования) пишет: «... Кто воззвал род человеческий к общежитию из лесов и дебрей... Кто устроил их союз? Кто дал им правление, законы? Кто научил гнушаться порока и добродетель сотворил любезную? Речь, слово; без нее онемелая наша чувствительность, мысленность, остановившаяся пребыли бы... недействующи, полумертвы... Но ... едва человек изрек слово единое и образ вещи превратил в звук, звук сделал мыслию... – очи его зрят ясность, уши слышат благостие, чувственность вся дрожит, мысль действует, и се уже может он постигать, что истинно, что ложно; дотоле же чужд был и того и другого» [5].
В современном профессиональном мире коммуникативная компетентность становится основным источником карьерного роста человека и эффективного осуществления профессиональной деятельности. Конкурентноспособными специалистами становятся лишь те, кто помимо профессиональной компетентности имеют социальный (эмоциональный) интеллект и коммуникативную грамотность, которая включает в том числе и владение деловым этикетом. Панфилова А.П. обращает внимание на знание правил этикета и действия, в основе которых лежат нравственные ценности, позволяющие человеку сформировать позитивный имидж и иметь безупречную репутацию, что во всем цивилизованном мире ценится наивысшим образом в любой профессиональной деятельности [3].
В качестве стратегии модернизации подготовки специалистов сегодня выдвигается компетентностный подход, в рамках которого рассматривается и коммуникативная компетентность [6].
В данном исследовании «коммуникативная компетентность», «коммуникация» и «общение» используются как синонимичные.
Компетенция – это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен и обладает познаниями и опытом. «Компетенция» включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности.
Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентный в профессиональной среде человек, по мнению Галяминой И.Г. и Хуторского А.В., обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней [1,7].
Профессиональная компетентность определяется как совокупность знаний, умений, навыков, которыми будущий специалист должен овладеть за время его обучения в образовательном учреждении и которые можно определить как единство временных и пространственных характеристик в определенной профессиональной сфере. Профессиональные компетенции проявляются в системе практической реализации профессиональных знаний, умений, навыков; стратегической ориентации на будущее развитие организации; способности осуществлять профессиональные функции не только в обычных, но и в нестандартных ситуациях; степени освоения современных социально – экономических и психологических методов жизнедеятельности в коллективе; гражданских и нравственных ориентирах; коммуникативной компетентности и др.
Академик Зимняя И.А. трактует «компетенции» как некие внутренние потенциальные психологические новообразования (знания, представления, программы действий, система ценностей и отношений), которые затем выявляются в актуальной деятельности человека как компетентности.
Коммуникативная компетенция – это способность выстраивать коммуникации как с одним, так и с множеством людей; готовность решать коммуникативные задачи – выступает условием межкультурной коммуникации [2].
Общение, как концептуально его определяет Парыгин Б.Д. – это «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга» [4].
Теоретико-методологическая основа исследования:
- компетентностный подход в системе медицинского образования по Байденко В.И., Галяминой И.Г., Зимней И.А., Хуторскому А.В.; Андреевой Г.М., Битяновой М.Р., Еникееву М.И., Карпову А.В., Минцбергу Г., Ольшанскому Д.В., Панфиловой А.П., Холодной М.А.;
- коммуникативный мир личности как жизненное и профессиональное пространство ее развития по Андреевой Г.М., Асмолову А.Г., Блумеру Г., Бодалеву А.А., Дольнику В.Р., Кабрину В.И., Лоренсу К., Маркову В.Н., Морену Д., Шибутани Т.;
- теоретико-эмпирические основания коммуникативной компетентности среднего медперсонала в работе с больными по Аббясову И.Х., Двойникову С.И., Кулешовой Л.И., Мухиной С.А., Сизовой Л.А., Тарновской И.И., Обуховец Т.П., Заньковой О.В., Островской И.В., Рузановой Н.И., Туляковой Т.И., Емельяновой Т.Г. и др.
Эмпирическое исследование коммуникативной компетентности среднего медицинского персонала проводилось в терапевтическом отделении ГБУЗ РА Энемская РБ.
Главный врач Богус Р. Х., определяя кадровую политику в лечебном учреждении, уделяет достойное внимание воспитанию коллектива на идеалах доброго отношения к коллегам, руководителям и больным; делает попытки в разработке корпоративного этикета для сотрудников, но это не нашло еще содержательно и нормативно определенного локального документа.
В исследовании принимали участие медицинские сестры в количестве 25 человек.
Исследование коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л.И. Уманский, И.А. Френкель, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышов) показало, что у медицинских сестёр все коммуникативно-характерологические особенности личности более выражены, чем у кого-либо. У медицинских сестёр наиболее выражена такая особенность, как направленность личности (принципиальность, коллективизм, правдивость, общественная направленность).
Рис. 1. Результаты исследования коммуникативно-характерологических особенностей личности медицинских сестёр.
Постоянство проявления базовых коммуникативно-характерологических особенностей личности благотворно сказывается на успешной работе среднего медицинского персонала, повышении устойчивости, эмоционально-психологического настроя и на исполнении профессиональных обязанностей.
Согласно результатам исследования для медицинских сестёр трудолюбие, отзывчивость и прямота, принципиальность, коллективизм, добросовестность, работоспособность, требовательность, самокритичность – это те коммуникативно-характерологические особенности личности, которые будут наилучшим образом способствовать повышению коммуникативной компетентности, создавать благоприятную, устойчивую, творческую атмосферу в коллективе и положительно сказываться на его профессиональной деятельности.
Исследование интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В. Бойко) продемонстрировало, что медицинские сестры чаще проявляют невысокий уровень агрессии, возникающий в связи с неумением переключать агрессию на деятельность, возможностью проявления спонтанной агрессии, что может нарушить адекватное исполнение профессиональных обязанностей.
Рис. 2. Результаты исследования интегральных форм коммуникативной агрессивности у медицинских сестёр.
Следует отметить, что определенная часть медицинских сестёр проявляет средний уровень агрессии, выражающийся в спонтанности, некоторой анонимности и слабой способности к торможению, неумением медперсонала быстро адаптироваться в возникшей ситуации. Очень высокого уровня агрессии, связанного с получением удовольствия от агрессии, перенятием агрессии толпы, провокацией агрессии у окружающих выявлено не было.
Исследование продемонстрировало, что психологическая устойчивость, умение быстро адаптироваться в ситуации, способность контролировать свои чувства являются теми факторами, которые оказывают положительное влияние на деятельность медицинской сестры и способствуют развитию коммуникативных компетенций.
Исследование уровня конфликтоустойчивости (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов) свидетельстует, что большинству респондентов присущ высокий и средний уровни конфликтоустойчивости - это говорит об их стремлении избегать конфликтов, способности к компромиссу, а также способность благоприятно влиять на разрешение и предотвращение конфликтных ситуаций в коллективе.
Рис. 3. Результаты исследования уровня конфликтоустойчивости у медицинских сестёр.
Проявление толерантности, самоконтроля, четкости и соответствия грамотных действий и поведения в проблемных ситуациях, в управлении своими эмоциями в предконфликтных и конфликтных ситуациях способствует эффективному взаимодействию с больными. Низкий уровень конфликтоустойчивости наиболее выражен у определенной части медицинских сестёр, что может привести к разобщению в коллективе, определенным провокациям и агрессии.
Наличие положительных качеств у медицинского персонала лечебного учреждения, выявленных в эмпирической части, способствует успеху коммуникации, который, по мнению Д. Ольшанского, определяется уверенностью в себе, использованием понятного языка, убедительностью в общении.
Способность медицинских сестёр сохранять оптимальность в различных условиях деятельности является наиболее характерным показателем профессионального здоровья, предпосылкой к обеспечению высокой профессиональной эффективности.