Конкуренция (в переводе с лат. – соревнование) – это соперничество между отдельными юридическими и физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения хозяйственной организации, такой целью является максимизация прибыли в результате легальных действий по завоеванию предпочтений потребителей. [1].
Изучение конкурентов не только дает компании представление о том, на каком рынке она работает, но и позволяет ей сравнить собственные показатели с показателями конкурентов. Такое сравнение весьма полезно, поскольку дает компании возможность определить, на каких направлениях она должна сосредоточить свои усилия и средства, чтобы добиться преимуществ в коммерческой деятельности перед конкурентами или ликвидировать свое отставание от них[2].
О. Н. Левшина дает следующее oпределение конкурентнoго преимущества. Это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы oпределенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти характеристики (атрибуты) могут быть самыми различными и относиться как к самoму товару (базовой услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, к формам прoизводства, сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара. Указаннoе превосходство является относительным, oпределяемым по сравнению с конкурентом, занимающим наилучшую позицию на рынке или в сегменте рынка. Даннoго самoгo опасного конкурента автор называет приоритетным [3].
Устойчивое конкурентное преимущество – это долгосрочная выгода от осуществления уникальной стратегии, направленной на создание ценности, которая в то же время не применяется ни существующими, ни потенциальными конкурентами и выгоды от использования которой не могут быть скопированы.
В работах Белоусов В. Л. внутренние конкурентные преимущества предприятия делятся на шесть групп: структурные, ресурсные, технические, управленческие, рыночные, эффективность функционирования предприятия [1].
Довжанський считает, что внутренние конкурентные преимущества формируются в результате деятельности предприятия и носителями таких преимуществ могут быть, в первую очередь, факторы производственной, финансовой и инновационной деятельности предприятия [9]. Методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятия, именно в плане рыночных преимуществ (рыночного статуса) предприятия – второй составляющей конкурентного потенциала. По мнению Погарской А. С. необходимо разграничить понятия внутренних преимуществ (конкурентных позиций) и рыночных конкурентных преимуществ (конкурентного статуса), в первую очередь, по степени воздействия предприятия на те факторы, которые определяют конкурентные и рыночные преимущества предприятия [10]. Если внутренние преимущества предприятия в производстве, финансах, ресурсах формируются за свободой и возможностями самого предприятия, то факторы, которые формируют рыночные преимущества находятся также под влиянием конкурентов, потребителей, поставщиков и т.д.
Оценка возможностей фирмы позволяет построить многоугольник конкурентоспособности (рисунке 1). По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (оценка проводилась только по 8 факторам) используется определенный масштаб измерений (очень часто в виде балльных оценок).
Рисунок 1 – Многоугольник конкурентоспособности
На первом этапе построения модели, предлагается построение многоугольника конкурентоспособности внутренних конкурентных преимуществ сравниваемых предприятий, на основе следующих методических предпосылок. В качестве оцениваемых направлений деятельности предприятия и основных конкурентов может быть выбрано определенное четко ограниченное число параметров. Перечень используемых параметров и степень их конкретизации определялись следующими методическими предпосылками.
Во-первых, количество оцениваемых характеристик должно быть достаточно ограниченным с целью обеспечения оперативности принимаемых управленческих решений.
Во-вторых, в силу сложности и многогранности проблемы и отсутствия общепризнанных подходов к оценке конкурентоспособности, которая требует обширных самостоятельных научных исследований, в предлагаемой модели использованы результаты, полученные ранее отечественными и зарубежными авторами[4].
Группировка параметров опирается на анализ широкого комплекса проблем технического, экономического и социального характера, в результате чего выявляются переменные, обеспечивающие конкурентоспособность. Исходной точкой такого анализа является определение перечня технических и экономических факторов конкурентоспособности, которые трактуются как совокупность критериев количественной оценки уровня конкурентоспособности предприятия.
Компания ООО «ВладМорСервис» (ОКПО: 27027040) зарегистрирована 22 октября 2004 года по адресу 690012, г Владивосток, ул. Краева, 8.
Основным видом деятельности по ОКВЭД: 52.1 является розничная торговля в неспециализированных магазинах (Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования, Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования). Компания предлагает судовые запчасти на двигатели, а также крылатки; торцовое уплотнение, запчасти, компрессоры. С момента основания компания удерживает лидирующие позиции в области поставок судовых двигателей, оборудования и ЗИП на территории Дальнего Востока.
Для оценки конкурентоспособности предприятия используем описанную нами методику многоугольника конкурентоспособности. Прежде на внешней среде . Дадим характеристику внешним и внутренним , влияют на ООО «ВладМорСервис». Внешняя среда раскрывается через внешних и внутренних , на . К внешним , предприятия, , представленные в таблице 1. предприятия в мере влияние в , , темпы инфляции, – так как вкусы и . внимание услуг, их , [5].
Таблица 1 – Характеристика внешних конкурентных факторов ООО «ВладМорСервис»
Наименование фактора |
Источник фактора |
Географические |
Выгодное географическое расположение предприятия. Возможность экономического преодоления географических барьеров входа на рынок |
Экономические |
Рыночные: хорошее экономическое состояние рынка (благоприятная динамика цен, высокая отраслевая норма прибыли и др.). растущий спрос (благоприятная динамика емкости рынка, отсутствие товаров-заменителей, демографические изменения и др.). Стимулирующая политика правительства (инвестиционная, кредитная, налоговая) |
Продолжение таблицы 1
Нематериальные |
Репутационные активы: название компании, ее торговые марки, отношения с потребителями, поставщиками, государством и обществом |
Инфраструктурные |
Состояние и развитие средств коммуникации (связи, транспорта).Развитие дистрибьюторской сети (розничной, оптовой торговли и др.). |
Научно-технические и технологические |
Высокий уровень развития прикладной науки и техники в отрасли. Особенности технологии производства продукции. Технические параметры продукции. Технические характеристики используемого оборудования |
внутренними такие , в степени управляющему . внутренние представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Характеристика внутренних конкурентных ООО «ВладМорСервис»
Наименование |
Характеристика |
Цели |
предприятия - . целью предприятия является извлечение прибыли, а также расширение рынка и услуг. данная цель не является миссией. Миссией будет в качественных и услугах и ниш. |
О свидетельствует труда. |
|
Структура управления предприятием |
Линейно-функциональная. Отсутствует служба, функции начальник . |
услуг |
и снабжения. |
Предприятия- |
|
- сбыт через связи. . |
Таким образом, проведя анализ внутренней среды можно заключить, что совокупность внутренних факторов, сложившихся в настоящее время, оказывают незначительное влияние на возможные направления развития предприятия в текущих условиях[6].
включает измерение ее и путем исчисления и анализа, как , числа - . В с , следует выбрать для сравнения и критерии [7].
Для анализа показателей конкурентоспособности ООО «ВладМорСервис» и его конкурентов были выбраны эксперты из числа покупателей компании. Им было предложено оценить деятельность ООО «ВладМорСервис» и компаний – конкурентов – «ВладШип», ООО «Бриг», ООО «СудоЗип» и ООО «Востокснаб». Критерии и ООО «ВладМорСервис»и представлены в таблице 3. Оценка конкурентоспособности компании ООО «ВладМорСервис »и конкурентов можно оценить по 5-ти бальной шкале, где 1 — самый низкий балл, а 5 — максимальный балл. Суть данного метода заключается в сравнительной оценке ключевых свойств товара компании и товаров конкурентов, и в последующей визуализации результатов сравнения в форме многоугольника:
Таблица 3– Сравнительный анализ конкурентов [8]
Критерий |
ООО «ВладМорСервис» |
ООО «Востокснаб» |
ООО «ВладШип» |
ООО «СудоЗип» |
ООО «Бриг» |
Привлекательность имиджа фирмы |
3 |
5 |
3 |
2 |
2 |
службы товара |
4 |
5 |
3 |
3 |
3 |
товаров |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
Занимаемая доля рынка |
4 |
5 |
4 |
3 |
5 |
Цена |
4 |
3 |
4 |
5 |
2 |
Реклама компании |
2 |
3 |
3 |
4 |
1 |
Уровень используемых технологий |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
Время деятельности предприятия, лет |
3 |
4 |
2 |
2 |
5 |
Объем продаж товара |
5 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Широта ассортимента товаров |
5 |
3 |
5 |
4 |
4 |
Качество обслуживания |
3 |
5 |
2 |
3 |
4 |
1 – ; 2 - ; 3 - средняя; 4 - ; 5 - . |
На основании данных и таблицы 9 , 3.
Рисунок 3 – ООО «ВладМорСервис»
Конкурентоспособность товаров напрямую влияет на устойчивое положение предприятия в целом. Исходя из анализа таблицы оценки показателей конкурентоспособности и, построенном на ее основе, многоугольнике конкурентоспособности можно предложить рекомендации по совершенствованию товаров для улучшения показателя конкурентоспособности:
1. ООО «ВладМорСервис» уступает конкурентам по таким показателям, как: уровень используемых технологий и реклама компании.
2. Наибольшей конкурентоспособностью среди анализируемых компаний обладает ООО «Востокснаб» , так как опережает конкурентов по следующим показателям: привлекательность фирмы, срок службы и качество товара, занимаемая доля рынка, качество обслуживания. . А если сравнивать с ООО «ВладМорСервис», «ВладМорСервис» превосходит по таким критериям, как объем продаж и широта ассортимента товаров.
3. ООО «Бриг» хоть и уступает ООО «ВладМорСервис» по многим показателям, но имеет не маловажное преимущество в показателе: занимаемая доля рынка.
Таким образом можно сделать вывод, что главным конкурентом нашей компании является ООО «Востокснаб», стоит обратить на его преимущества, и провести ряд операций по улучшению низких показателей ООО «ВладМорСервис» и занять лидирующую позицию на рынке.