Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

BUSINESS OPTIMIZATION AGAINST THE BACKGROUND OF STRONG BUSINESS COMPETITION

Kalmeteva A.A. 1
1 Vladivostok State University Economics and Service
The article presents problems of business optimization against the background of strong business competition. Such problems are important due to strong business competition among companies. Business competition helps to reveal competitive advantages and to compare different businesses. Business optimization consists of business analysis and revealing inside and outside forces following by offered business optimization strategies. Business competition polygon example of existing company was created for this article. Business optimization ways were offered for the company, as a result of research. During the research we have found that business competition has strong influence on the whole company and brings vital necessity for optimization.
business activity
optimization
business competition
analysis.

Конкуренция (в переводе с лат. – соревнование) – это соперничество между отдельными юридическими и физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения хозяйственной организации, такой целью является максимизация прибыли в результате легальных действий по завоеванию предпочтений потребителей. [1].

Изучение конкурентов не только дает компании представление о том, на каком рынке она работает, но и позволяет ей сравнить собственные показатели с показателями конкурентов. Такое сравнение весьма полезно, поскольку дает компании возможность определить, на каких направлениях она должна сосредоточить свои усилия и средства, чтобы добиться преимуществ в коммерческой деятельности перед конкурентами или ликвидировать свое отставание от них[2].

О. Н. Левшина дает следующее oпределение конкурентнoго преимущества. Это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы oпределенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти характеристики (атрибуты) могут быть самыми различными и относиться как к самoму товару (базовой услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, к формам прoизводства, сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара. Указаннoе превосходство является относительным, oпределяемым по сравнению с конкурентом, занимающим наилучшую позицию на рынке или в сегменте рынка. Даннoго самoгo опасного конкурента автор называет приоритетным [3].

Устойчивое конкурентное преимущество – это долгосрочная выгода от осуществления уникальной стратегии, направленной на создание ценности, которая в то же время не применяется ни существующими, ни потенциальными конкурентами и выгоды от использования которой не могут быть скопированы.

В работах Белоусов В. Л. внутренние конкурентные преимущества предприятия делятся на шесть групп: структурные, ресурсные, технические, управленческие, рыночные, эффективность функционирования предприятия [1].

Довжанський считает, что внутренние конкурентные преимущества формируются в результате деятельности предприятия и носителями таких преимуществ могут быть, в первую очередь, факторы производственной, финансовой и инновационной деятельности предприятия [9]. Методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятия, именно в плане рыночных преимуществ (рыночного статуса) предприятия – второй составляющей конкурентного потенциала. По мнению Погарской А. С. необходимо разграничить понятия внутренних преимуществ (конкурентных позиций) и рыночных конкурентных преимуществ (конкурентного статуса), в первую очередь, по степени воздействия предприятия на те факторы, которые определяют конкурентные и рыночные преимущества предприятия [10]. Если внутренние преимущества предприятия в производстве, финансах, ресурсах формируются за свободой и возможностями самого предприятия, то факторы, которые формируют рыночные преимущества находятся также под влиянием конкурентов, потребителей, поставщиков и т.д.

Оценка возможностей фирмы позволяет построить многоугольник конкурентоспособности (рисунке 1). По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (оценка проводилась только по 8 факторам) используется определенный масштаб измерений (очень часто в виде балльных оценок).

Рисунок 1 – Многоугольник конкурентоспособности

На первом этапе построения модели, предлагается построение многоугольника конкурентоспособности внутренних конкурентных преимуществ сравниваемых предприятий, на основе следующих методических предпосылок. В качестве оцениваемых направлений деятельности предприятия и основных конкурентов может быть выбрано определенное четко ограниченное число параметров. Перечень используемых параметров и степень их конкретизации определялись следующими методическими предпосылками.

Во-первых, количество оцениваемых характеристик должно быть достаточно ограниченным с целью обеспечения оперативности принимаемых управленческих решений.

Во-вторых, в силу сложности и многогранности проблемы и отсутствия общепризнанных подходов к оценке конкурентоспособности, которая требует обширных самостоятельных научных исследований, в предлагаемой модели использованы результаты, полученные ранее отечественными и зарубежными авторами[4].

Группировка параметров опирается на анализ широкого комплекса проблем технического, экономического и социального характера, в результате чего выявляются переменные, обеспечивающие конкурентоспособность. Исходной точкой такого анализа является определение перечня технических и экономических факторов конкурентоспособности, которые трактуются как совокупность критериев количественной оценки уровня конкурентоспособности предприятия.

Компания ООО «ВладМорСервис» (ОКПО: 27027040) зарегистрирована 22 октября 2004 года по адресу 690012, г Владивосток, ул. Краева, 8.

Основным видом деятельности по ОКВЭД: 52.1 является розничная торговля в неспециализированных магазинах (Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования, Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования). Компания предлагает судовые запчасти на двигатели, а также крылатки; торцовое уплотнение, запчасти, компрессоры. С момента основания компания удерживает лидирующие позиции в области поставок судовых двигателей, оборудования и ЗИП на территории Дальнего Востока.

Для оценки конкурентоспособности предприятия используем описанную нами методику многоугольника конкурентоспособности. Прежде на внешней среде . Дадим характеристику внешним и внутренним , влияют на ООО «ВладМорСервис». Внешняя среда раскрывается через внешних и внутренних , на . К внешним , предприятия, , представленные в таблице 1. предприятия в мере влияние в , , темпы инфляции, – так как вкусы и . внимание услуг, их , [5].

Таблица 1 – Характеристика внешних конкурентных факторов ООО «ВладМорСервис»

Наименование фактора

Источник фактора

Географические

Выгодное географическое расположение предприятия. Возможность экономического преодоления географических барьеров входа на рынок

Экономические

Рыночные: хорошее экономическое состояние рынка (благоприятная динамика цен, высокая отраслевая норма прибыли и др.). растущий спрос (благоприятная динамика емкости рынка, отсутствие товаров-заменителей, демографические изменения и др.).

Стимулирующая политика правительства (инвестиционная, кредитная, налоговая)

Продолжение таблицы 1

Нематериальные

Репутационные активы: название компании, ее торговые марки, отношения с потребителями, поставщиками, государством и обществом

Инфраструктурные

Состояние и развитие средств коммуникации (связи, транспорта).Развитие дистрибьюторской сети (розничной, оптовой торговли и др.).

Научно-технические и технологические

Высокий уровень развития прикладной науки и техники в отрасли. Особенности технологии производства продукции. Технические параметры продукции. Технические характеристики используемого оборудования

внутренними такие , в степени управляющему . внутренние представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Характеристика внутренних конкурентных ООО «ВладМорСервис»

Наименование

Характеристика

Цели

предприятия - . целью предприятия является извлечение прибыли, а также расширение рынка и услуг. данная цель не является миссией. Миссией будет в качественных и услугах и ниш.

 

О свидетельствует труда.

Структура управления предприятием

Линейно-функциональная. Отсутствует служба, функции начальник .

услуг

и снабжения.

 

Предприятия-

 

- сбыт через связи. .

Таким образом, проведя анализ внутренней среды можно заключить, что совокупность внутренних факторов, сложившихся в настоящее время, оказывают незначительное влияние на возможные направления развития предприятия в текущих условиях[6].

включает измерение ее и путем исчисления и анализа, как , числа - . В с , следует выбрать для сравнения и критерии [7].

Для анализа показателей конкурентоспособности ООО «ВладМорСервис» и его конкурентов были выбраны эксперты из числа покупателей компании. Им было предложено оценить деятельность ООО «ВладМорСервис» и компаний – конкурентов – «ВладШип», ООО «Бриг», ООО «СудоЗип» и ООО «Востокснаб». Критерии и ООО «ВладМорСервис»и представлены в таблице 3. Оценка конкурентоспособности компании ООО «ВладМорСервис »и конкурентов можно оценить по 5-ти бальной шкале, где 1 — самый низкий балл, а 5 — максимальный балл. Суть данного метода заключается в сравнительной оценке ключевых свойств товара компании и товаров конкурентов, и в последующей визуализации результатов сравнения в форме многоугольника:

Таблица 3– Сравнительный анализ конкурентов [8]

Критерий

ООО «ВладМорСервис»

ООО

«Востокснаб»

ООО «ВладШип»

ООО «СудоЗип»

ООО «Бриг»

Привлекательность имиджа фирмы

3

5

3

2

2

службы товара

4

5

3

3

3

товаров

5

5

5

4

4

Занимаемая доля рынка

4

5

4

3

5

Цена

4

3

4

5

2

Реклама компании

2

3

3

4

1

Уровень используемых технологий

2

2

1

3

2

Время деятельности предприятия, лет

3

4

2

2

5

Объем продаж товара

5

2

3

4

3

Широта ассортимента товаров

5

3

5

4

4

Качество обслуживания

3

5

2

3

4

1 – ; 2 - ; 3 - средняя; 4 - ; 5 - .

На основании данных и таблицы 9 , 3.

Рисунок 3 – ООО «ВладМорСервис»

Конкурентоспособность товаров напрямую влияет на устойчивое положение предприятия в целом. Исходя из анализа таблицы оценки показателей конкурентоспособности и, построенном на ее основе, многоугольнике конкурентоспособности можно предложить рекомендации по совершенствованию товаров для улучшения показателя конкурентоспособности:

1. ООО «ВладМорСервис» уступает конкурентам по таким показателям, как: уровень используемых технологий и реклама компании.

2. Наибольшей конкурентоспособностью среди анализируемых компаний обладает ООО «Востокснаб» , так как опережает конкурентов по следующим показателям: привлекательность фирмы, срок службы и качество товара, занимаемая доля рынка, качество обслуживания. . А если сравнивать с ООО «ВладМорСервис», «ВладМорСервис» превосходит по таким критериям, как объем продаж и широта ассортимента товаров.

3. ООО «Бриг» хоть и уступает ООО «ВладМорСервис» по многим показателям, но имеет не маловажное преимущество в показателе: занимаемая доля рынка.

Таким образом можно сделать вывод, что главным конкурентом нашей компании является ООО «Востокснаб», стоит обратить на его преимущества, и провести ряд операций по улучшению низких показателей ООО «ВладМорСервис» и занять лидирующую позицию на рынке.