Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

POLITICAL FORECASTING IN MODERN CONDITIONS

Ivakin T.I. 1
1 Institute of World Civilizations
I In the article the methods of political forecasting are characterized, the peculiarities of the prognostic function of political forecasting are disclosed and the role of political forecast in the management of domestic and foreign political processes are revealed. Nowadays it is impossible to govern all the social and political processes effectively without scientifically built system of forecasting. Social forecasting means working out social forecasts to determine possible or wishing variants in the progress of social processes and phenomena. A new transitional situation in the world today puts new targets and determines the characteristic features of political forecasting. On the basis of the methodology and principles of global political forecasting, worked out by A. Panarin, the scripts, forecasting possible Russian Federation answers to the challenges of the global desovereignization were written.
modernity
desovereignization
sovereignty
method
political forecasting
social forecasting

В настоящее время целенаправленное воздействие на различные процессы, протекающие в обществе, невозможно без научно построенной системы прогнозирования [4]. В экономике существуют два основных уровня принятия и реализации экономических решений на основе планов и прогнозов [2]. Макроэкономический уровень предполагает рассмотрение экономических процессов на уровне муниципалитета, региона, страны [6]. Микроэкономический уровень предполагает проведение анализа и прогнозирования характеристик объектов, которыми являются, например, предприятия и домашние хозяйства. Социальное прогнозирование подразумевает разработку социальных прогнозов на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, целью которого является определение возможных или желательных вариантов развития социальных процессов и явлений [9].

Неустойчивость, расплывчатость и неопределенность мировой ситуации актуализирует необходимость совершенствования прогностических методов. Прогнозирование, особенно глобальное, позволяет заглянуть в будущее, помогая достигать поставленных целей. Но для этого прогноз должен быть по-настоящему научным, т.е основываться на научном подходе, эксперименте, математических моделях и т.п. Но проблема современного политического прогнозирования, как и всей современной науки, заключается в том, что современная наука, как и все мировое сообщество находится в определенном методологическом тупике. Переходность мира нарушило привычную картину действительности, вызвав своеобразный «футурошок» (термин Э.Тоффлера).

Прогноз в науке - вероятностное, научно обоснованное суждение о будущем, о сценариях развития общества [3]. Именно вероятностный характер прогноза и его научная обоснованность отличает данный вид знания от других форм предвидения.

Научное политическое прогнозирование вобрало в себя лучшие черты утопии и фантастики. Сегодня оно опирается также на достижения футурологии, технологического и социального прогнозирования.

Но спецификой политического прогноза является объект прогнозирования – многогранный феномен политики - политическая система и политический процесс, а также их отдельные компоненты и субъекты. Соответственно, политический прогноз — это вероятностное, научно обоснованное суждение о возможных состояниях политических систем, процессов и субъектов в будущем, о тенденциях их развития [10].

Одной из важнейших функций политического прогнозирования наиболее полно выражающая его суть, является прогностическая функция или функция предвидения будущего. Внутри этой функции можно выделить следующие подфункции:

Нормативную, обуславливающую тот факт, что в прогнозе всегда содержится информация, дающая возможность реализовать данную прогностическую модель или предупреждающая субъект управления о нежелательности того или иного развития событий.

Ориентировочную, помогающую  субъекту управления выявлять наиболее реалистические направления деятельности.

Предупредительную, которая информирует орган (субъект) управления о вероятных отклонениях от прогностической модели, а также дает возможность проанализировать факторы и причины воздействий на управляемую систему и своевременно принимать меры для ее стабилизации.

Прогностическая функция реализовывается с помощью общих для политического анализа и прогнозирования методов, а также с помощью специфических   методов, одним из которых является метод сценариев.

Выбор из многообразия методов диктуется задачами и сроками прогноза. Политическое прогнозирование - интегральная деятельность, объединяющая все три уровня политического анализа: теоретический, прикладной и методологический; оно решает прикладные проблемы, активно используя методологию политического анализа и его теоретические результаты [1].

Политическое прогнозирование традиционно делится на внутриполитическое и внешнеполитическое.

Внутриполитическое прогнозирование занимается вопросами, связанными с внутренней государственной политикой, то есть прямо или косвенно связано с государственной властью. Сложный характер политики заставляет исследователя выявлять как перспективы политических проблем и путей их решения, чтобы оптимизировать процесс управления, так и осуществлять поиски вариантов предпочтительных или нежелательных в данных условиях. 

Главная трудность политического прогнозирования - в максимальном учете влияния всех факторов, влияющих на политику:  демографических тенденций, природных ресурсов и окружающей среды, науки и технологий, мировой экономики и глобализации, национальных и интернациональных властей, будущих конфликтов, роли США и других центров силы. Велико влияние философских парадигм и геополитических представлений.

Особенности политического прогнозирования:

1) влияние на политику экономической, социальной, культурной систем жизни общества;

2) субъектность и субъективность политической деятельность. Важность учета психологического фактора как в политике, так и в ее анализе и прогнозировании;

3) конечные цели прогностического исследования носят прикладной характер.

Задача политической прогностики – не точное предсказание наступления конкретных событий, а выявление основных альтернатив и факторов, которые влияют на их развитие.

Прогнозирование - важнейшая функция управления, поскольку прогностическая информация об объекте служит одним из оснований для принятия организационно-управленческих решений [5]. Для органов политического руководства иметь научно обоснованные прогнозы – значит, предвидеть ход развития политических событий.

Политическое прогнозирование дает оценку перспектив развития той или иной политической ситуации или явления. В ходе выработки прогноза происходит исследование процессов и событий, в результате которого получается качественно новое знание, раскрывающее перспективы развития объекта прогнозирования.  Прогноз делается для того, чтобы избежать негативного результата    развития событий, или для того, чтобы направить процесс в нужную сторону.

Новое прогнозное знание существует как в форме знания о неизвестных на момент прогнозирования свойства объектов реальной действительности, так и в виде знания о свойствах еще не существующих на момент прогнозирования объектов.

В политическом прогнозировании важно учитывать так называемые парадоксы «самоосуществления и самоопровержения». Политический прогноз может не только служить основой для принятия решений, но и непосредственно выступать как фактор управления политическими процессами, т.е. создание прогноза и обнародование его результатов может послужить толчком к его выполнению, тогда как в случае выполнения прогноза, ситуация могла бы развиваться совершенно другим образом.

  Например, не случайно Национальный разведывательный совет при Центральном разведывательном управлении США публикует долгосрочные сценарные прогнозы развития политической ситуации в мире.  И все они без исключения представляют собой сценарии будущего развития мировой системы, в которой  лидирующей позиции США в политике и экономике неизменно сохраняются. Так Соединенные Штаты пытаются не только предсказать, но и смоделировать будущее.

В области прогнозирования внутренней политики различаются следующие моменты:

1) Прогнозные оценки конкретных политических событий. То есть прогноз имеет прикладной характер и обычно осуществляется в процессе самой политической деятельности. Субъектом прогноза при этом выступают, как правило, государственные и политические органы.

2) Прогноз результатов деятельность политических институтов общества и политических процессов, происходящих в нем. Разработчиком прогноза здесь выступает какой-либо научный коллектив, специализированный на изучении политической системы общества.

Внешнеполитическое прогнозирование – это прогнозы в области международных отношений и внешней политики. На основе прогностических методов оценивается общая обстановка в мире, регионе, стране, изучаются тенденции, направления развития и факторы, которые определяют то или иное событие, делаются попытки оценить новые возможные факторы развития. В прогнозировании международных отношений прежде всего рассматриваются отношения государств, а затем других участников международной жизни: межгосударственные и негосударственные организации.

Но в современном глобальном, информациональном (термин М. Кастельса) мире нельзя не выделить и еще одного направления в политическом прогнозирование – глобальное прогнозирование. В нем наиболее четко видны современные подходы к политическому прогнозированию.

А.С. Панарин выделяет в политическом прогнозировании общее (глобальное прогнозирование) и оперативную прогностическую аналитику, связанную с прогнозированием результатов избирательных кампаний и других краткосрочных политических процессов.

Объектом глобального политического прогнозирования, по его мнению, является глобализация в ее исторической динамике. Предметом глобального политического прогнозирования является качественно иное будущее человечества [7]. 

Он предлагает рассматривать глобальные политические процессы в динамике, в развитии и с учетом многосторонности и многоплановости политических явлений, оказываясь от линейной экстраполяции тенденций современности в будущее. Многие современные прогностики и футурологи (А.С. Панарин, И.В. Бестужев-Лада и др.) считают, сегодня уже нельзя относиться к предвидению будущего как к простому экстраполированию количественно наращиваемых параметров и тенденций, проявляющихся в настоящем. В основу методологии глобального политического прогнозирования и мировосприятия должно быть положено глубокое философское осмысление современности как переходной эпохи от модерна к постмодерну. Клонящийся к упадку модерн, нашедший последнее пристанище в либерализме, уже не может служить опорой для долгосрочного прогнозирования, которое сегодня должно основываться на новых критериях. К ним относятся: нелинейность, неопределенность, бифуркации, стохастичность [7].

Линейность модерна позволяет видеть в глобализации безальтернативный процесс, если мы посмотрим на нее как на процесс, содержащий непроявленные альтернативы, воспринимаемые, как вызовы современным тенденциям развития, то сможем найти ответы на них, дав тем самым более верный прогноз.

Приводя примеры такого подхода, он раскрывает методику проведения такого прогнозирования. Если отнестись к глобализации как к американизации мира (а такая тенденция просматривается в стремлении США отстоять однополярность и навязать свои демократические ценности всему миру), то можно увидеть, что такая глобализация лишает все другие государства суверенитета. Эти государства, естественно, не согласятся с такой глобализацией и будут относиться к ней как к вызову и воспринимать десуверенизацию как нежелательную тенденцию, которую можно и нужно преодолеть и прервать [8]. То есть найденный ответ можно продолжить в виде стратегического действия на вызов, прогнозируя тем самым интересующую нас тенденцию в настоящем.

Используя вышеописанный метод, попытаемся спрогнозировать ответы на вызовы глобальной десуверенизации со стороны Российской Федерации.

Возможны три сценария развития событий, которые затрагивают проблемы сохранения суверенитета РФ в условиях глобализации:

1) сценарий вхождения в западный мир, с учетом или без учета особенностей РФ. Этот вариант может повлечь за собой различного рода трансформации, затрагивающие многие стороны жизни народа. И они не смогут пройти безболезненно в российском обществе. Этот сценарий потребует длительного «воспитания» народа в демократическом духе, реальной борьбы с коррупцией, переформатирование элиты и т.п.  Попытки его быстрого осуществления в 90-е годы провалились, и есть все основания предполагать, что это один из нежелательных для страны сценариев.

2) Второй вариант также имеет несколько тенденций и в силу особенностей исторического развития и менталитета народа вполне приемлем в России, и будет, за исключением интеллигенции двух столиц, и возможно нескольких других крупных городов, принят населением. Это – усиление государственной власти и социального государства внутри, развитие социально-ориентированной экономики (использование богатых ресурсов страны в интересах всего народа, а не олигархата).

3) Развитие в духе евразийской империи, либо развитие в формате Россия-цивилизация и т.п. В этом случае Россия будет стоять за усиление суверенитета именно в классическом, «вестфальском варианте».

Но мир меняется, и от России потребуется приложить большие усилия по строительству многополярного мира, который станет гарантом сохранения ее суверенитета. Для выполнения этой задачи нужна четкая внешнеполитическая концепция, не противоречащая концепции внутрироссийского развития. И прогноз будущих изменений национального государства и его суверенитета, помогут ориентироваться в быстро изменяющемся мире.

Итак, политическое прогнозирование, в том числе и глобальное, должно учитывать все многообразие факторов мира политики, не забывать о том, что на политическую сферу оказывается многоплановое воздействие со стороны других сфер общества,  что в ней сильны субъективные, часто иррациональные факторы, которые могут  затенять суть происходящего.

Прогнозирование является одной из составных частей любого познания, любой науки, в том числе и политологии. Занимаясь составлением прогнозов, необходимо помнить об ответственности аналитика за результаты своего исследования.