Введение.
Актуальность темы обусловлена высоким уровнем распространения среди населения стоматологической патологии, что требует проведения системного анализа организации, управления и деятельности стоматологической службы по областям и на отдельно взятых территориях с разработкой моделей по совершенствованию оказания данного вида медицинской помощи, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы.[5,6,7].
Цель: изучить какими достоинствами обладает современная система оказания стоматологической помощи в России, а также на оснований различных источников выявить недостатки этой системы и найти основные направления ее улучшения.
В отечественной стоматологии шире в десятки раз формирование рыночных отношений, чем в любой другой медицинской специальности. Это повлекло за собой появлению рынка стоматологических услуг в самых различных формах, которые являются альтернативой государственному и муниципальному сектору стоматологии.
Однако все эти существенные изменения в структурно-функциональных характеристиках стоматологической службы протекают на фоне сохраняющегося неудовлетворительного и ухудшающегося стоматологического здоровья населения. [1,4]
В течение последних десяти лет в России сформировался устойчивый и удобный порядок обеспечения стоматологических ЛПУ материалами, лекарствами, инструментами и оборудованием. Создана стабильно функционирующая рыночная система обеспечения отрасли необходимыми для производства качественных стоматологических услуг изделиями. На этом рынке надежно функционирует ряд высокопрофессиональных фирм и компаний. Следовательно, для пользы дела корпоративные интересы в этой ситуации не должны влиять на объективность мнения о качестве оборудования и расходных материалов для включения в стандарты Минздрава РФ и СтАР.[4,5,10]
Поэтому стоматология, сегодня признается как одна из наиболее наукоемких и ресурсоемких отраслей медицины. Именно в этой сфере новые медицинские технологии стремительно развиваются и поступают на рынок и это, безусловно, является большим преимуществом. Так, например, в инновационном стоматологическом центре «НАНО-ДЕНТ» разработаны и внедрены в практику методы наращивания кости путем дистракционно-инъекционного остеосинтеза при помощи введения композита пористого никелида титана с наногелем гидроксиаппатита кальция и аутоплазмой крови, что делает его идентичным живым тканям человека. Основной эффект от осуществления данной работы заключается в решении задачи повышения качества и результативности лечения стоматологических больных, в том числе при таких тяжелых заболеваниях как пародонтоз.[8,9]. Для детской ЧЛХ разработаны новые медицинские технологии, предназначенные для челюстно-лицевых хирургов в специализированных центрах и отделениях челюстно-лицевой хирургии.
Не смотря на это, в последнее десятилетие возросли требования пациентов и врачей к качеству выполняемых ортопедических конструкций, что продиктовало необходимость разработки и внедрения новых медицинских технологий, предназначенных для ортопедов-стоматологов в стоматологических клиниках. Так, например, медицинская технология «Применение дентальных имплантатов в клинике ортопедической стоматологии при полной адентии». В ней обоснованы индивидуальные конструктивные особенности протезов с опорой на внутрикостные имплантаты, позволяющие с учетом функциональных характеристик полости рта конкретного больного обеспечить надежность и эффективность лечения.[10]
Однако использование данных современных технологий на практике не всегда является залогом качественного и результативного лечения. Это связано с отсутствием стандартов профессиональной деятельности стоматологов, что создает реальные предпосылки для повышения риска некачественного лечения пациентов, а также неправильного выбора и применения каких-либо технологий. Кроме того, качество результата лечения в стоматологии оценивается пациентом исключительно на основе личного восприятия материальной составляющей (это совсем не дешево). Все это делает вопросы качества оказания услуг особенно актуальными в стоматологии. Таким образом, проблемы качества оказания стоматологических услуг на сегодняшний день имеют следующие особенности:
– особая значимость безопасности услуги для пациента;
– сложность прогнозирования результата лечения на фоне использования большого количества альтернативных медицинских технологий, основанная масса из которых официально не зарегистрирована;
– отсутствие нормативно-технических документов, предъявляющих требования к выбору медицинских технологий и их соблюдению (стандарты, протоколы ведения больных, регламенты, правила и т.д.);
– бурно развивающийся институт защиты прав пациентов и потребителей и др.
При сложившейся системе управления здравоохранением и стоматологической службой, контролирующие органы и общественные организации в силу действующего законодательства имеют очень ограниченное влияние на возможность решения обозначенных выше проблем. Становится очевидным, что необходимы новые и современные механизмы решения данных задач.
Для решения этих проблем создаются всевозможные центры. Так, например, «Центр инновационной стоматологии» создан, как инструмент по централизованному методическому обеспечению непрерывного профессионального обучения и инновационного развития стоматологической службы. Сегодня «Центр инновационной стоматологии» обладает учебно-научным и клиническим потенциалом как для освоения и внедрения в практику новейших технологий стоматологической диагностики и лечения, так и для реализации принципов непрерывного профессионального обучения, предполагающего сочетание обязательных программ сертификационной подготовки с дополнительными формами обучения на рабочих местах и самообразованием. Созданная в Центре инновационной стоматологии инфраструктура открывает возможности для реализации ключевых принципов международного опыта по непрерывному профессиональному образованию.[10]
Функциональные возможности этого Центра обеспечивают условия не только для ознакомления, но и реального практического освоения передовых высокотехнологичных методов диагностики и лечения, таких, например, как лазерные технологии, операционная микроскопия, ультразвуковые технологии (включая пьезохирургию), методы функциональной стоматологической диагностики и т.д. Для освоения новых клинических технологий предусмотрен полный спектр методических решений, включая возможность работы с электронными носителями учебной информации, систему видео трансляции практических демонстраций, как в семинарские залы, так и на индивидуальные рабочие места, условия для самостоятельной практическую работу в оснащенном фантомном классе. Обстановка в фантомном классе максимально приближена к реальным условиям клинической практики, учебные места в фантомном классе рассчитаны на работу обучаемых в «4 руки». Комплектация рабочих мест позволяет вести обучение по любым современным технологиям, применяемым в настоящее время в стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.
Цифровые технологии, используемые в Центре, обеспечивают возможности прямой дистанционной трансляции, как из фантомного класса, так и с рабочего места из клиники. Все рабочие места в учебном классе компьютеризированы, так что любая наглядная информация: от инструкции по выполнению практического задания до практического мастер-класса специалиста - наставника – может транслироваться в режиме онлайн как на индивидуальные рабочие места.
Все вышесказанное позволяет с уверенностью заключить, что количественные критерии функционирования современной отечественной стоматологии выводят ее в число наиболее услугопроизводящих отраслей медицины, способных удовлетворить потребности в лечении в полном объеме.
Результаты и обсуждение. В экономической научной и коммерческой литературе отсутствует комплексный анализ состояния и развития сферы производства стоматологических услуг [2,3]
Вывод
Несмотря на значительный прогресс в современной стоматологии и разработка новых технологий лечения патологий полости рта, существует необходимость совершенствования последипломного образования в стоматологии, серьезных изменений требует подготовка стоматологов и других специалистов стоматологического профиля. В стране функционирует большое количество частных учебных центров, курсов подготовки, проводится много семинаров, симпозиумов. Однако большинство из них, хотя они часто осуществляют хорошую подготовку, не имеют официального статуса и не учитываются при аттестации.