Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

INDIA-USA COOPERATION CONCERNING HIGHLY SKILLED MIGRATION IN SPHERES OF INFORMATION TECHNOLOGIES AND HEALTH CARE.

Kuzhelnaya E.A. 1
1 JSCB "Primorye"
Highly skilled people are among the most valuable factors of production in the contemporary world economy. Some have characterized the competition among nations for these people as a “brain drain” or «war for talent,» which imposes signi?cant costs on the countries of emigration. However, the distribution of costs and bene?ts that results from high-skill migration is not necessarily zero-sum or ?xed. It may be altered through international cooperation, producing a self-reinforcing “win–win” scenario for sending andreceiving countries. Bilateral cooperation, focused on speci?c sectors affected by migration, is the most promising approach for realizing such as cenario. This paper explores the prospects and potential for such cooperation between India and the United States, which comprise what is probably the world’s largest high-skill mobility relationship. After sketching the broad contours of the relationship, we explore the prospects for mutually bene?cial cooperation in three speci?c ?elds of high-skill migration: information technology services, medicine and nursing, and graduate education.
high-skill migration
international governance
india–u.s. relations

Основные возможности для развития индийско-американских отношений по вопросу высококвалифицированной миграции должны основываться на том, какой вклад могут внести для развития экономики и общества своей страны американские индийцы и индийцы, не являющиеся гражданами Соединенных штатов. Американская общественность и политики зачастую направляют свое внимание лишь на впечатляющие лаборатории программного обеспечения и растущие call-центры в Бангалора и Хайдарабад, пренебрегая тем фактом, что 41.6 процентов индийского населения пытаются выжить на меньше чем один доллар в день.[1] Индия занимает 163 место среди всех стран по доходам на душу населения, что составляет 1,070 долларов США.[2] Хотя абсолютное число выпускников колледжа в Индии довольно высоко, около трех миллионов человек в год, его третичное соотношение составляет приблизительно 12 процентов, далеко меньше, чем 82 процента в Соединенных Штатах.[3] Кроме того, качество индийской системы образования изолирует другие молодые государства. Индийское развитие должно стать нравственным императивом для американцев из-за того страдания, что бедность налагает на сотни миллионов граждан Индии. Данный факт проявляется в том, что Индия для Соединенных Штатов является стратегическим интересом с точки зрения безопасности, экономических, и экологических перспектив. [4]

Сфера информационных технологий самый активный сектор двусторонних отношений. Многие индийцы, поступившие в американские институты на научные и технические специальности в период с 1970 – 1980 годы, оказались вовлеченными в американскую промышленность после того как закончили свое образование. У них не было стимула возвращаться домой, благодаря так называемой «лицензии Радж», которая заглушала предпринимательский дух. Американский иммиграционный режим принял их, позволив многим “приспосабливаться” к статусу постоянного места жительства, хотя зачастую не обходилось без бюрократических уловок. Тенденция увеличилась в 1990 –х годах, когда значительно выросло индийское присутствие в Силиконовой долине и других регионах американской высокотехнологической промышленности. Значительная часть предприятий в соединенных штатах была основана индийскими высококвалифицированными специалистами. Некоторые индийцы довольно успешно поднялись по карьерной лестнице в крупных транснациональной IT корпорациях.[5]

Во время технологического бума 1990-х американские компании начали активно приглашать обученных профессионалов из Индии в Соединенные Штаты по возобновимым трехлетним визам в соответствии с программой H-1B. В 1998 году, когда стали возникать проблемы с переездом в США, компаниям, выигравшим за счет мигрантов, удалось утроить размера квоты H-1B. С середины 1990-х индийские программисты доминировали над всем числом высококвалифицированных мигрантов.[6]

Данная тенденция оказала огромное влияние на Индию. Появилась новая промышленность, в которой индийцы, мигрировавшие в Соединенные Штаты, играли ключевую роль. Многонациональные фирмы, такие как Microsoft, IBM, и Intel, открыли лаборатории и исследовательские центры в Индии, зачастую с бывшими экспатриантами в качестве руководителей. Что более важно, возросла сеть подрядчиков IT и субподрядчиков с целью оказания поддержите клиентам Силиконовой Долины и других районов Соединенных Штатов. С 1992-2000 год, считавшийся «ошибкой» индийский сектор информационных технологий вырос на 55 процентов.[7] За последнее десятилетие, такие фирмы, как Wipro, Infosys и Tata Consultancy Services (TCS) стали крупными и влиятельными игроками в глобальной индустрии информационных технологий. Существуют сведения, что некоторые IT специалисты, живущие в Соединенных Штатах, направляли свои инвестиции не только в индустрию технологий, но также в сферу строительства Индии. Согласно данным Министерства внешних связей, такие проекты включали: политехнические школы для женщин, детские приюты и развитие больниц. Кроме того, нерезидентные индийцы активно работают над созданием так называемой некоммерческой сети, чтобы ускорить развитие индийского предпринимательства, которое могло бы приносить доход в 500$ миллионов.[8]

Безусловно, в таком направлении взаимоотношений, не существует выгоды без затрат. Согласно данным Гуманитарного информационного центра исследований в 2007 году, большинство обладателей виз H-1B часто пренебрегая законом, с помощью данного документа приглашали из Индии низкооплачиваемых, неквалифицированных рабочих.[17] Хотя Kirkegaard указывает на то, что уровень квалификации и плата американских компьютерных профессионалов остаются высокими, он, также, признает злоупотребления программой, так как несколько крупных индийских IT компаний управляют непропорционально большой долей служащих с временными визами. В 2008 году, 4 такие крупные фирмы насчитывали около 10000 служащих с визами H-1B. После изменения правил пользования визы H-1B, большинству компаний пришлось прейти на L-1, данный факт, опять же привел к растущему числу дебатов. Так как, в последствии, все те же крупные компании обладали самым большим количеством виз L-1. [9]

Развитие сектора ИТ-услуг, с акцентом на доступность “в любое время, в любом месте”, может привести к новым формам сотрудничества. Для процветания промышленности в обеих странах, политика должна помочь компаниям сформировать необходимый регламент, согласно которому фирмы будут отбирать специалистов с необходимыми навыками в любое время, в любом месте. Глобальное развитие бизнес-моделей в этой области распределено, мультиквалифицировано и соответствует разным культурам. Фирмы, использующие эту модель, ищут доступ к талантам внутри страны, чтобы суметь воспользоваться этим талантом во время дефицита навыков, тем самым удовлетворив потребности на рынках во всем мире. Двустороннее сотрудничество может не только оказывать поддержку, но и извлекать выгоду из динамичных процессов глобализации.[10]

В данной ситуации Индия могла бы установить свои программы, чтобы смягчить злоупотребления индийских работодателей, как это было выявлено согласно данным Hira в 2007 году, вместо того, чтобы полностью полагаться на американские программы. Соединенные Штаты, в свою очередь, могли бы создать специальные индийские визы, открыв тем самым свободный доступ на американские рынки труда, как это было сделано с Чили и Сингапуром, вместо того, чтобы просто менять заглавные буквы у названия виз, что не одобряется большей частью населения. Kirkegaard предлагает создание IT визы, признавая какую ценность она бы могла иметь для индийских компаний, и какой вклад она бы могла внести в развитие торговых отношений между двумя странами. Двустороннее соглашение между Индией и Сингапуром могло бы послужить следующей отправной точкой. Двустороннее сотрудничество между Соединенными Штатами и Индией, в сою очередь, могло бы препятствовать односторонним действиям со стороны небольшой группы компаний, нарушающих временные программы миграции. Такая мера могла бы гарантировать длительную поставку высококвалифицированных кадров из Индии в Соединенные Штаты, ускорив рост индийских фирм. Более того, на сегодняшний день, принято считать, что в условиях глобализированного рынка труда, такие меры позволили бы совместное преследование возможностей исследования и инноваций, которые в противном случае могли бы быть упущены.[11]

Высококвалифицированная миграция области здравоохранения сталкивается совсем с другими проблемами, нежели те, что мы озвучили в IT отраслях. Медицинское обслуживание – это индивидуальная сфера услуг, требующая наличия только высококвалифицированного персонала.

Миграция высококвалифицированных врачей из развивающихся в развитые страны приводит к ряду негативных последствий. Доказательством может послужить тот факт, что большинство потребностей индийских граждан, касательно сферы медицинских услуг, не удовлетворено. Население страны страдает от эпидемий, которые давным-давно были устранены в большинстве стран мире, что касается лечения хронических болезней, то оно также не соответствует необходимым нормам. По данным на 2004 год, на 10000 жителей приходилось лишь 6 врачей. Данное соотношение сравнимо примерно с четвертью от числа тех врачей, которые находятся в Соединенных Штатах.[12]

Согласно исследованию ОЭСР, в 2007 году примерно 18% врачей, работающих на территории стран участниц ОЭСР, являются иностранцами. Индия – крупнейшая, по числу высококвалифицированного медицинского персонала, страна-донор. Доля врачей, иностранного происхождения, в Соединенных Штатах выше, чем среднее число в странах ОЭСР и равняется 25 процентам. Огромный масштаб американского сектора здравоохранения доминируют над медицинской миграцией в ОЭСР. Более чем 50,000 врачей индийского происхождения и 15,000 медицинских студентов живут в Соединенных Штатах.[13] Несмотря на то, что только 3.5 процента медсестер, работающих в Соединенных Штатах, родились за пределами страны, международная вербовка медсестер довольно быстро набирает обороты. Индия – главная цель медицинской вербовки. Общее количество медицинских работников иностранного происхождения в Соединенных Штатах увеличивается в год на 3 %.[14]

Однако, мы должны с большой осторожностью относиться к причинам и следствиям данного вида миграции. Хотя есть достоверные свидетельства, что много выпускников самых престижных медицинских школ Индии привлекается для работы за рубежом, в 1990-х более 49 процентов, реальный уровень медицинской экспатриации в Индии очень низкий. Что более важно и до сих пор непонятно, если такой вид миграции был бы запрещенным, и врачи, которые могли бы покинуть Индию, остались в пределах своей страны, почему они не предоставляют свои услуги для пациентов самой нуждающейся страны в мире. Можно предположить, что в данной ситуации, большинство медицинских специалистов искало бы клиентов среди городской элиты, которая куда более обеспеченная, нежели остальная часть населения. С другой стороны, многие врачи иностранного происхождения, работающие на территории США, имеют дело не с самыми обеспеченными слоями населения. Согласно американской иммиграционной системе, визы гораздо чаще предоставляются тем медицинским работникам, которые готовы работать с данными слоями населения. С 1994 года, когда вступила в силу программа «Конрад 30», в сельских районах США было размещено около 8500 медицинских работников.[15]

Международная организация здравоохранения высказала свои опасения касательно так называемой «утечки мозгов» и в 2008 году предложила создать проект кодекса по этическим методам вербовки медицинских работников. Кодекс является результатом диалога между медицинскими компаниями, государствами, а также международными организациями. Проект проходил под руководством бывшего президента Ирландии, Мэри Робинсон. Больший упор в кодексе был сделан на частные права, нанимаемых на работу, медицинских работников, нежели на те последствия, которые могли бы быть вызваны у страны после их отъезда. Однако, также кодекс призывал страны реципиенты не полагаться полностью на потоки мигрантов, а оказывать поддержку передачи технологий и возврату мигрантов.[16]

Организация КТО положительно высказывалась об использовании данного кодекса, в качестве модели для двустороннего соглашения. Возможно, даже лучший вариант двустороннего соглашения относительно миграции высококвалифицированных медицинских специалистов существует между Соединенным Королевством и Южной Африкой. Данное соглашение регулирует процесс рекрутинга для сферы услуг общественного здравоохранения, которая является доминирующим медицинским работодателем в Соединенном Королевстве. Согласно проведенным исследованиям, можно сделать вывод, что поток медицинских работников в Объединенное Королевство из Южной Африки выровнялся лишь после того, как был принят кодекс Государственной службы здравоохранения.

Как самая крупная страна реципиент по числу медицинских иностранных работников, США имеют все возможности для того, чтобы быть лидером в процессе «циркуляции мозгов» и «притока умов» на территории своего государства. Индия – самая крупная страна донор медицинских работником, является естественным партнером США. В качестве технологии для развития сферы медицинского обслуживания, предполагается улучшение программ, которые бы позволили виртуальное присутствие медицинских работников из США на территории Индии. Помимо этого, существует большой потенциал для многостороннего сотрудничества в восточноафриканских странах, где наблюдается многочисленное индийское население, значительная нехватка медицинского персонала, а также более чем 6 миллионов взрослых и 600,000 детей, зараженных ВИЧ/СПИД. [17]