Проблема уравновешивании спроса и предложения привлекает пристальное внимание всего мира, так как Сэй установил, что спрос всегда равен предложению. Вальрас же установил по-другому, что величина спроса равна величине предложения. Так же Сэй рассматривал спрос и предложение в чистом виде, то Вальрас рассматривал их в определенных сроках и определенных количествах.
В экономике с развитым разделением труда нормальным для каждого человека средством приобретения товаров и услуг служит способность производить для обмена эквивалентные товары и услуги. Производство не только увеличивает предложение товаров, но и благодаря необходимому покрытию издержек производства также порождает спрос на эти товары. [5]
Согласно теории общего равновесия, при определенном уровне развития техники стоимость определяется в точке между предельной и общественной полезностью определенного количества товаров и предельными общественными издержками производства этого количества. При этом следует учитывать опосредованное влияние на предельную общественную полезность определенного количества всех других товаров и возможности использования ресурсов, альтернативных применяемым в данном производстве [4].
Закон Сэя – это закон, при котором реальный совокупный спрос осуществляет автоматическое поглощение всего объема продукции, которую рабочие и предприниматели могут произвести, используя при этом имеющимися в их распоряжении ресурсы и технологии. Если же выразится другими, более простыми словами, то закон Сэя – это когда «предложение создает собственный спрос». В современной интерпретации данный закон Сэя можно представить в виде экономики с абсолютно гибкими ценами, позволяющими совокупному предложению гибко реагировать на изменения в совокупном спросе.[1] В итоге, в ответ на движение кривой совокупного предложения до достижения краткосрочного равновесия в точке E1 (см. график) произойдет выравнивание цен на конечную продукцию и услуги с ценами на факторы производства, что приведет экономику в положение долгосрочного равновесия (точка Е2 на графике).
Таким образом, экономика снова окажется в положении естественного уровня ВВП, отмеченного точкой N, которая совпадает с долгосрочной кривой совокупного предложения. Эту основную идею поддерживали представители классического направления, и разделяют представители неоклассического направления в современной теории.
Ж.Б. Сэй указывал на важную особенность спроса и предложения на макроуровне:[4] если на рынке спрос и предложение — это функции разных, взаимно не зависимых друг от друга факторов, то уже в отношении совокупного спроса и совокупного предложения этого уже сказать никак нельзя. Их общей основой служит совокупный общественный продукт. То есть, с ростом величины продукта, при абсолютно равных условиях, предложение и спрос растут пропорционально по отношению друг к другу.
В данном законе есть одно «но»: закон Сэя не давал ответы на причины экономических кризисов. Сэй и его последователи обходили данную проблему смягчением формулировок, объясняя, что речь не идет о полном совпадении спроса и предложения, что на отдельных рынках их расхождение возможно при условии, что недостаточный спрос на одном рынке компенсируется избыточным спросом на других; что совпадение спроса и предложения достигается в среднем, в тенденции, и дисбалансы возможны, но лишь как временное явление. Уже в XX веке были определены две версии закона Сэя: равенством Сэя, или по-другому, смягченную версию; и тождеством Сэя, более жесткую версию.
Жесткий вариант Закона Сэя или по-другому тождество Сэя. Его суть состоит в том, что общее перепроизводство невозможно. Что бы ни происходило на рынке, совокупный спрос никогда не может быть недостаточным для того, чтобы купить совокупную товарную массу. Одно равно другому тождественно.
Иными словами, за продажей всегда следует купля. Никакого разрыва во времени. Или же если сформулировать по-другому, то деньги, выполняя функцию счетной единицы, не используются как средство сбережения ценности.
Смягченный вариант Закона Сэя или по-другому равенство Сэя. В наше время существует такой рынок, где деньги покупаются за деньги, а потом - с надбавкой в виде ссудного процента.
Дефицит денег или избыточный спрос на деньги – это избыточное предложение на каком-либо товарном рынке. Ему отвечает относительно высокий ссудный процент. Если к примеру при данном уровне спроса определенные товары не могут быть проданы по определенной цене, то цены должны понизится, что означает повышение платежеспособности покупателей.
Но в понижении цены обязательно должен быть предел, чтобы при определенном уровне цен она возмещала полную сумму издержек производства товаров. Но когда цены снижаются, то денежный спрос, соответственно, растет. Далее наступает такое момент, когда товарное предложение поглощается денежным спросом и при этом на рынке восстанавливается равновесие.
Основным недостатком данного закона является отождествление простого товарного обмена, где продажа одного товара осуществляется с целью приобретения другого, с товарным обменом, которые осуществляется с помощью денег, и производственного потребления с личным. [4]
У Вальраса совсем другая модель: Весь экономический мир Вальрас разделил на две большие группы: фирмы и домохозяйства. Фирмы выступают на рынке факторов как покупатели и на рынке потребительских товаров как продавцы. Домашние хозяйства – владельцы факторов производства – выступают в роли их продавцов и в то же время как покупатели потребительских товаров В данной модели роли продавцов и покупателей постоянно меняются. В процессе обмена расходы производителей товаров превращаются в доходы домохозяйств, а все расходы домохозяйств — в доходы производителей (фирм). Здесь с данным законом я не могу не согласится. Ведь происходит некий круговорот расходов и доходов, то есть тратят столько же, сколько и приобретают. [2]
То есть, цены данных факторов зависят от объемов производства и спроса, а значит, от цен на производимые товары. Но, цены на товары зависят от факторных цен. Для нормального функционирования всей этой системы должно обязательно устанавливаться соответствие между спросом и предложением, или иными словами факторов и товаров. Цены факторов должны соответствовать издержкам фирм, а доходы фирм в свою очередь – сочетаться с расходами домашних хозяйств. То есть, Вальрас создал «идеальную экономику», к которой должен стремиться конкурентный рынок. Но даже тут, в его «идеальной экономике» можно найти как минимум один минус. Эта модель является чрезмерно абстрактный и гипотетический характер. Он и сам не считал свою систему уравнений полностью отвечающей действительности, рассматривая ее лишь как эффективное вспомогательное средство математического анализа, выводы которого следует осторожно переносить на реальные проблемы. Прообразом модели Вальраса, как правильно отмечают западные и отечественные ученые, послужила биржа, в частности, действия аукциониста, которой называют предварительные цены, что дает возможность заключать предварительные контракты. Кроме того, аукционист быстро реагирует на наименьшие расхождения между спросом и предложением. В теориях неоклассиков вальрасовский аукционист был заменен условием о полной информированности экономических субъектов о всех параметрах спроса и предложения (ценах, качестве товаров и др.). Недостатки модели Вальраса проявляются в том, что в ней не учитывается фактов времени (все акты купли-продажи осуществляются на протяжении определенного момента одного дня, а торговля ведется уже изготовленными товарами без учета тех, которые будут изготовлены в будущем), отсутствует неопределенность (все участники достаточно информированы о ценах, качестве товаров и др.), не рассматриваются трансакционные издержки, связанные с ведением переговоров, заключением контрактов, разработкой стандартов, измерением качества товаров, вся информация предоставляется бесплатно. [4]