Содержание
ВВЕДЕНИЕ.. 5
1 ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧи
1.1 Обзор литературы.. 6.
1.1.1 Особенности предметной области. 6
1.1.2 Описание существующих методов и определение актуальности программной реализации метода КаПсиД.. 7
1.2 Постановка задачи. 10
1.3 Требования к системе. 11
1.4 Цель работы.. 11
2 ГЛАВА 2. Математическое описание метода КаПсиД
2.1 Общее описание метода КаПсиД.. 12
2.2 Этапы работы метода КаПсиД.. 14
2.3 Пример работы алгоритма. 26
3 ГЛАВА 3. Особенности программной реализации
3.1 Архитектура веб-приложения. 28
3.2 Используемые технологии для создания веб-прилоежния. 29
Заключение.. 30
Список литературы... 30
Глоссарий.. 30
Приложение А.. 33
Приложение Б.. 38
Приложение В.. 39
Введение
Выпускная квалификационная работа (далее – ВКР) посвящена реализации, пересмотренной в процессе выполнения работы, кардинальной психосистемной диагностики (далее - КаПсиД), основанной на квадрате Пифагора; и реализации предиктивной диагностики личности по методу КаПсиД.
Рождаясь и проживая в социуме, человек, в отличие от животного, развивает свои личностные и психические функции (качества), тогда как физические функции не имеют столь высокой значимости, как в зоомире. Тем самым формирование и развитие человека – это важные процессы, для гармоничного существования индивида в условиях современного общества.
Вопросами развития и становления личности занимается психология, которая имеет множество различных точек зрения и вытекающих из них подходов, по одной и той же проблематике. Однако все они сходятся во мнении, что человек обладает качествами врожденными и качествами приобретенными.
Данная ВКР сосредоточена на определении врожденных качеств человека с помощью метода КаПсиД. Как итог, готовый продукт способен быть инструментом в руках индивида, желающего познать себя и выстроить эффективный путь своего дальнейшего развития.
1. Обзор литературы и постановка задачи
1.1 Обзор литературы
1.1.1 Особенности предметной области
На данный момент существуют способы для описания конкретно взятого человека от нумерологии и астрологии, до классификации личности К. Юнгом и психоанализа З. Фрейда. Первые два способа, для получения описания личности, не требуют ничего, кроме даты рождения, тогда как для последних двух необходим контакт диагностируемого со специалистом. В общем анализе результаты и тех и других методов имеют лишь приблизительные значения, однако, вполне подходящие для идентификации типа личности.
Поэтому реальное положение вещей таково, что в свободном доступе нет инструментов для адекватного описания личности в целях развития последней.
Осознанное развитие личности, согласно психологическому подходу, начинается с определения принадлежности человека к одной из групп темперамента. В ВКР отдается предпочтение терминам психотип (психологическая топология) и архетип, как способам классификации характера. Понятие архетипа введено в аналитической психологии К. Юнгом и определяется его как коллективное бессознательное. Психотип является системой индивидуальных установок и поведенческих паттернов, созданной с целью объяснения различий между людьми.
После проведения классификации и ознакомления с характеристиками, присущими определенному классу, следует процесс самоанализа с целью выявления в себе описанных качеств и последующий процесс изменения шаблонов поведения и отношений (мышления).
В целом подобная модель рабочая, но ничто не стоит на месте, и потому появляются новые методики, с целью интеграции опыта и алгоритмов различных подходов в один, более продвинутый и полный, учитывающий и исправляющий ошибки разрозненных методик. Именно так и появился КаПсиД, на основе прошлого опыта и наработок в области психодиагностики.
1.1.2 Описание существующих методов и определение актуальности программной реализации метода КаПсиД
В силу ширины определений понятий архетипа и психотипа, существует множество тестов для определения бессознательно коллективного и личностного темперамента с различной численной и качественной классификацией. Примером служит соционика, разработанная на основе типологии личности по К. Юнгу.
Как считают сторонники соционики, её прикладное значение заключается «в правильной оценке человеком собственного потенциала и нахождении эффективных путей самореализации, профессионального выбора, а также в объективном восприятии возможностей и способностей окружающих, чтобы строить более гармоничные взаимоотношения с ними».
Статус соционики до сих пор не определен однозначно. По самым смелым оценкам её выносят за рамки психологии в самостоятельную дисциплину, однако не дают ей четкого определения. Некоторые соционики рассматривают эту типологию личности применительно и к группам людей, к народам и даже к неживым объектам, однако такой подход вызывает возражение даже в кругу социоников. В настоящее время «соционика не входить в номенклатуру научных специальностей ВАК РФ». В некоторых учебниках и книгах соционика рассматривается наравне с другими типологиями личности.
Другими примерами являются метод «Большой пятерки», Типология «Майерса-Бриггса», «Индекс юнговских типов». Все они основаны на трудах К. Юнга и созданы для одной цели, но с разными подходами. Результаты подобных тестов формируются исходя из ответов тестируемого на простые вопросы, связанные с реакцией на ситуации, физическим и психологическим состоянием тестируемого, с самоидентификацией человека в обществе.
Определение архетипа также основано на юнговском анализе и по этому вопросу написано множество книг, в которых авторы разные классификации.
Джеймс Хиллман создал свою школу архетипической психологии, которая, в отличие от психоанализа и аналитической психологии, концентрирует свое внимание «на вопросах экологии и дизайна городской жизни, общественного образования и гражданского сознания». Отличие архетипической психологии от юнговской школы в некоторых «теоретических тонкостях, связанных с теорией самости. Если, по мнению Юнга, существует некая универсальная модель индивидуации (естественно, с огромным количеством вариантов), целью которой всегда является приближение к центру психики — Самости, то Хиллман не принимал такой подход, считая его «монотеистичным». «Психологическому монотеизму» Хиллман противопоставляет «психологический политеизм», где в роли множества богов выступают образы рождаемые бессознательным».
Процесс определения архетипа схож с тестами по психотипу. Встречаются множество авторских методик, не зарегистрированных официально, однако основной метод определения архетипа – это самостоятельный, исходя из описания всех перечисленных архетипов, согласно методике.
Как итог обзора, следует вывод, что существующие методы в прикладной психологии, в психодиагностике, направлены на исследование конкретных сфер проявления человека, его внутреннего мира, эмоционально-чувствительного состояния и поведенческих предпочтений, типа мышления и социальной индивидуализации. Но существует проблема обобщения, целостного подхода, синтеза выявленных взаимосвязей и учета взаимообусловленности их проявления как качеств человека на различных уровнях взаимоотношений.
На основании вышесказанного и был разработан метод кардинальной психосистемной диагностики (КаПсиД), как результат попытки устранить недостатки существующих методов.
Автор разработанного метода определяет КаПсиД как прикладной метод в психосистемологии, позволяющий определить потенциалы и возможности человека с учетом задач и возможных актуальных проблем в различные возрастные периоды.
Метод КаПсиД:
· Определяет потенциал личности, оценивает её возможности и предрасположенности.
· В сочетании с предиктивной диагностикой, определяет перспективы личности и оптимальные пути развития с учетом задач возрастного периода.
· Определяет наиболее вероятных заболеваний для диагностируемого.
· Определяет профессиональную ориентацию.
КаПсиД основан на методе «Квадрат Пифагора» - нумерологический алгоритм анализа человека по его дате рождения, разработанный, по одной из версий, древнегреческим математиком и философом Пифагором, который считал, что «в основе вещей лежит число. Познать мир — значит познать управляющие им числа».
Метод КаПсиД от «Квадрата Пифагора» отличают следующие черты:
· В КаПсиД добавлена строка с цифрами 10, 11 и 12, как символы нашей эпохи.
· Добавлен столбец, считающий суммарный потенциал каждой строки и описывающий восприятие нас окружающими людьми.
· Изменены правила заполнения матрицы.
· Добавлены два этапа в расчет производного ряда чисел, тем самым получая 6, а не 4 расчетных числа.
· Метод КаПсиД рассматривает значения в квадратах как взаимосвязанные значения.
· В метод КаПсиД строки и столбцы разделены на уровни, определяющие тип зависимостей качеств в квадратах, как личностные, коллективные, общественные и как уровни формопостроения, взаимодействия, управления.
· Метод КаПсиД способен определить психотип и архетип диагностируемого.
1.2 Постановка задачи
Предметная область:
· Формализация предметной области
Клиентская часть:
· Создание удобного web-ориентированного интерфейса на основе CMS WordPress :
o Ознакомление с инструментарием и правилами платформы WP.
o Создание шаблона (темы) и плагинов для платформы WP.
Серверная часть:
· Представление результатов работы ПО в виде веб-страниц
· ПО:
o Реализация метода-прототипа кардинальной психосистемной диагностики (КаПсиД).
o Прогнозирование путей развития человека на основе КаПсиД.
1.3 Требования к системе
· Пользователей в системе необходимо разделить по уровням привилегий. Тем самым, в зависимости от статуса пользователя, ему будут доступна либо часть, либо полный результат расчёта.
· Использование платформы для публикации WordPress, с целью удобства администрирования ресурса. Это условие подразумевает реализацию работы с помощью написания собственных плагинов и шаблонов по стандартам платформы.
1.4 Цель работы
Цель работы заключается в реализации алгоритма расчета врожденных качеств личности с описанием полученных результатов на базе веб-приложения.
Решение должно обладать удобным и интуитивно понятным интерфейсом, легкой в восприятии и однозначной трактовкой характеристик личности.
2. Математическое описание метода и алгоритмов, используемых в работе
2.1 Общее описание метода КаПсиД
Представим человека и социум, в котором он проживает, в виде отношений дискретной математики. Тогда личность (множество А) будет частью коллектива (множество B), который в свою очередь является частью общества (множество C) (см. рис. 1).
Рисунок 1. Отношение Личность/Коллектив/Общество
Получается, что человек является как частью коллектива, так и частью общества и, в свою очередь, состоит из определенных психологических установок, определяемые как подмножества внутри множества-личности (см. рис. 2). Для наглядности эти подмножества условно пронумерованы от 1 до 12.
Эти подмножества объединяются в группы, описывающие тип имеющихся у личности качеств. Эти группы носят названия: психотип, генотип и архетип (см. рис. 3).
Рисунок 2. Множество Личность||Рисунок 3. Группы подмножеств
Определения психотипа и архетипа были даны ранее. Генотип – это совокупность генов в организме, определяющих конкретно взятого человека. Однако в данной ВКР понятие «генотип» носит иной смысл и определяется как потенциал личности, её возможности и предпочтения.
Логично предположить, что имеющиеся подмножества (см. рис. 2) распределены между группами (см. рис. 3) равномерно, но это не так. В множество «генотип» входит 12 качеств, множество психотип не имеет точного количества качеств, но определяется ровно 12 возможными наборами этих качеств. Множество архетип также не имеет точного набора качеств. Архетип указывает на тот уровень человеческих отношений, который будет создавать ситуации в жизни человека.
В отличие от других методов компьютерной диагностики, КаПсиДу не требуется проводить вербальное или невербальное тестирование. Все вычисления выполняются на основе даты рождения человека в несколько этапов:
1. Расчет первого и второго ряда для психоматрицы на основании даты рождения.
2. Занесение полученных результатов в психоматрицу.
3. Пояснение полученных результатов.
4. Определение психологического типа и составление прогноза на три жизненных периода.
Этапы с 1-го по 3-ий определяют «генотип», 4-ый – психотип. Определение архетипа не входит в задачу рассмотрения в данной ВКР, но может быть реализовано отдельно.
2.2 Этапы работы метода КаПсиД
В методе КаПсиД расчет начинается с определения «генотипа».
Опишем 12 качеств, что подвергаются анализу в группе «генотип»:
0. Прошлый опыт. Описывает использование прошлого опыта человеком, указывает на степень консерватизма.
1. Жизненная сила. Физическое пространство, занимаемое человеком. Способность к реализации собственных интересов, самоактуализация, способность воздействовать на других, степень самости и лидерства.
2. Эмоциональная сила. Пространство взаимоотношений. Неосознаваемая причинность проявления сферы желаний, вожделений, спонтанных импульсов и степень их контроля. Способность эмоционального воздействия.
3. Волевые силы. Действие, решимость, стойкость, способность к мобилизации в действиях, практичность, как умение реализовать способности. При этот суетливость, эгоизм, определенный уровень чрезмерной напористости.
4. Способность быть разным. Стремление к новому, реформам, преобразованию. Способность к изменению системы, степень психической устойчивости.
5. Организаторские способности. Степень расширения сферы воздействия на окружающий мир. Степень осознания человеком своих потребностей и чувств, мудрость в принятии жизненных обстоятельств.
6. Творчество и интуиция. Подсознательное восприятие окружающих, уверенность в себе и своем выборе, быстрое установление глубоких контактов с людьми. Для креативных людей – утонченная интуитивность, высшее чувствование; для бездеятельных – высшее невежество и заблуждения, отсутствие знаний о путях развития, неспособность применить свои знания в окружающем мире.
7. Гибкость. Способность к анализу, ментальная активность, общительность, контактность. Быстрота реакции, четкость в формулировке мыслей, нестандартность. Преобладание рационального над иррациональным.
8. Системность. Способность к синтезу, степень восприятия единой системы развития в любых проявлениях окружающего мира. Самоконтроль, внутренняя целостность, самоанализ, дисциплина, стратегическое мышление.
9. Практичность. Активное познание мира, степень совершенства построения мировоззренческих концепций, мыслеформ. Стремление контролировать ситуацию, проявление эстетического вкуса, гармонии, чувство юмора.
10. Энергия концентрации воли, направленной к трансформации. Воля, направленная на результат, способность воздействовать на большие массы людей. Созидательная и разрушительная сила. Стремление к обладанию из эгоистических целей, либо креативность управления, исходя из целей коллектива и общества.
11. Сверхинтуиция. Ярко выраженное стремление к познанию направленности развития общества или коллектива. Способность к прогнозированию; но и сверхдетализация, углубление в частности, порой в ущерб целому. Способность к системным отношениям с людьми, к пониманию гармонии связи пар противоположностей.
12. Постижение высших закономерностей развития. Понимание высшей цели, склонность к миссионерству. Стремление к обобщению, синтезу рационального и иррационального. Неумение жить по-новому, когда старое не соответствует актуальным задачам совершенствования. Конфликтность в коллективе. Степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне, стремление к самостоятельности и потребность в мотивированности действий, способность рождать новые структурированные отношения.
Этап 1
X1 |
X2 |
X3 |
X4 |
X5 |
X6 |
X7 |
X8 |
X9 |
X10 |
X11 |
X12 |
X13 |
X14 |
D |
D |
M |
M |
Y |
Y |
Y |
Y |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
Таблица 1. Обозначение первого и второго расчетных рядов
Дата рождения рассматривается как первый ряд чисел в формате (X1X2).(X3X4).(X5X6X7X8X9), где
· (X1X2) – День
· (X3X4) – Месяц
· (X5X6X7X8) - Год
Для дальнейшего исследования необходимо определить второй (производный) ряд чисел. Начнем с X9. X9 представляет собой сумму всех цифр даты рождения, т.е.:
X9= ∑=(X1+X2) + (X3+X4) + (X5+X6+X7+X8)
Для расчета X10 необходимо просуммировать цифры числа X9. Если X9 меньше 10, то X10=X9, иначе:
X10=n1+n2, где n1 и n2 – цифры, составляющие число X9.
Расчет числа X11 производится по следующей формуле:
X11=X9-2*X1, где X1 – первая цифра в числе даты рождения. Если X1=0, то X11=X9.
Для расчета X12 необходимо просуммировать цифры числа X11:
X12=n1+n2, где n1 и n2 – цифры, составляющие число X11.
X13 и X14 находятся по формулам:
X13=X9+X11; X14=X10+X12
Этап 2
Объединив числа первого и второго расчетных рядов, получим полную числовую последовательность (см. табл. 1).
Теперь необходимо заполнить таблицу цифрами полной числовой последовательности. Все цифры и числа вносятся в соответствующие им квадраты (см. табл. 2). Заполненная по правилам таблица называется психоматрицей.
II |
0 |
IV |
||
Ф |
1 |
2 |
3 |
|
В |
4 |
5 |
6 |
|
У |
7 |
8 |
9 |
|
С |
10 |
11 |
12 |
|
Ф |
В |
У |
С |
Таблица 2. Психоматрица
Рассмотрим подробнее значения в Таблице 2.
Кроме знакомых чисел от 0 до 12 в психоматрице присутствуют столбец и строка, обозначающие синергетические и иерархические связи расчетных значений, а также столбец со знаками суммы ( ∑ ), дополняющий психоматрицу описанием внешних проявлений человека. Слева и справа в первой строке появились 2-ое и 4-ое расчетное число из второго ряда, как наиболее важные при выборе эффективного пути развития человека. 2-ое число указывает на путь наименьшего сопротивления, 4-ое – на путь наибольшего сопротивления.
Опишем иерархические и синергетические связи в психоматрице.
Строка 2 – Квадрат Ф – Столбец 2
Уровень формопостроения. Психофизический уровень, обстоятельства жизни, уровень конкретных действий.
Строка 3 – Квадрат В – Столбец 3
Уровень взаимодействия, интеграции. Система взаимодействия человека с окружающим миром, сензитивный уровень.
Строка 4 – Квадрат У – Столбец 4
Уровень управления, индивидуализация творчества. Ментальный уровень. Творческий уровень. Система творчества.
Строка 5 –Квадрат С – Столбец 5
Переходный уровень от коллективно-бессознательного к коллективно-сознательному творчеству. Преобразование личностного сознания в коллективное.
Также дадим пояснение к столбцу с описанием внешних проявлений человека.
Квадрат (сумма чисел трех квадратов 2-ой строки) – указывает на то, как окружающие люди воспринимают человека.
Квадрат (сумма чисел трех квадратов 3-ой строки) – как видят человека на уровне взаимодействия в коллективе.
Квадрат (сумма чисел трех квадратов 4-ой строки) – как видят человека на уровне взаимодействия с обществом (миром).
Квадрат (сумма чисел трех квадратов 5-ой строки) – как воспринимают человека на коллективно-сознательном уровне.
Правила заполнения психоматрицы:
· В квадраты матрицы записываются все цифры из полной числовой последовательности. При этом все двузначные числа раскладываются на составляющие, и каждая цифра записывается в соответствующий квадрат.
· Цифры, заполняющие квадраты матрицы начинаются с «0».
· Цифры 5-го и 6-го чисел второго расчетного ряда заносится в матрицу в скобках.
· В квадраты суммы ( ∑ ) числа приводятся к виду X<=12, путем складывания цифр числа.
Уточнение к правилам:
· В пятую строку матрицы вносятся цифры 10, 11 и 12 только из второго расчетного ряда.
· Числа 10 и 12 второго расчетного ряда дифференцируются на составляющие: 1, 0, 1, , которые вносятся в соответствующие квадраты матрицы.
· Для всех родившихся после 2000 года уточняется правило: числа 10 и 12 из второго расчетного ряда не раскладываются на составляющие.
· Число 11 из второго расчетного ряда не раскладывается ни для родившихся до 2000 года, ни после.
Этап 3
В параграфе 2.2 уже дано описание чисел от 0 до 12. Полученные значения в 5 столбце трактуются точно также.
Приведем идеальный недостижимый вариант расчета психоматрицы (см. табл. 3).
Идеальным расчетом называется тот, в котором в каждом квадрате психоматрицы находится количество цифр, соответствующее норме.
Норма – как необходимое и достаточное проявление качества или свойства, выраженное в наличии конкретных потенциалов матрицы и их определенного количества.
0 |
||
111 |
222 |
33 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Таблица 3. Нормальное распределение в психоматрице
Рассмотрим возможные цифровые комбинации в матрице:
· В том случае, если в квадратах «1» и «2» есть лишь одна цифра, то это означает, что человек является относительно изолированным и для компенсации односторонности он будет более зависим от внешних, в том числе и материальных, факторов развития, а также от взаимоотношений с более сильными личностями.
· Наличие в квадратах «1» и «2» двух цифр означает, что человек познает систему взаимосвязей с окружающим миром.
· При наличии в квадрате трёх цифр можно заключить, что человек обретает опыт управления.
· Наличие в квадрате четырех цифр и более свидетельствует о коллективно-сознательном уровне потенциальной способности управлять посредством применения рассматриваемых качеств.
· Начиная с наличия в квадрате семи цифр, необходимо исследовать потенциал опыта развития на международном уровне.
· Эти же закономерности проявляются и для всех других потенциалов психоматрицы.
Например:
Норма потенциала свойств квадрата 3 – две цифры, что означает наличие у человека опыта активности, оперативности управления элементами в пространстве.
Превышение потенциала «3» выше нормы даёт дополнительные возможности в управлении конкретной ситуацией, большую способность к концентрации сил для действия и достижения результата.
Наличие потенциала «3» ниже нормы говорит о непоследовательности, несвоевременности, неорганизованности действий, что осложняет получение результата.
Для квадратов матрицы: 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12:
· Наличие одной цифры в клетке матрицы означает его нормативное значение, т.е. наличие опыта как проявленного качества и считается достаточным для проявления человека в своем пространстве, в действии, в соответствии с прошлым опытом.
· При наличии двух цифр человек уже имеет опыт и должен применить данные потенциалы в коллективных отношениях, с учетом интересов других людей. То есть учиться неконфликтно проявлять свои способности и учитывать потребности окружающих.
· Отметим, что наличие большого потенциала создает дополнительное напряжение, то есть отклонение от курса, направленного на коллектив и общество, приведет к искажению восприятия человека другими людьми. Со стороны такой человек будет выглядеть, как оказывающий давление и насильственное воздействие, что повышает конфликтность.
· При наличии трех цифр человек ориентирован на управление взаимосвязями в окружающем мире. То есть человеку следует переориентироваться на масштаб социального проявления, реализацию творческого опыта без эгоцентризма. Любое эгоистическое проявление усиленного свойства приведет к разрушениям, станет причиной стрессовых ситуаций и конфликтов.
Наличие большого потенциала свидетельствует о больших возможностях человека применять свой потенциал в масштабах коллектива и общества, но свидетельствует и о склонности к одностороннему развитию, что отражается ущербом для других качеств личности. Поэтому наличие больших возможностей влечет за собой и необходимость в осознании большой ответственности в применении данного свойства.
Этап 4
Переходим к определению психотипа.
В системе КаПсиД насчитывается 12 психотипов, определение которых происходит согласно месяцу рождения человека. Однако реально дело обстоит иначе: психотип определяется согласно интервалам астрологического гороскопа. Первый психотип соответствует первому знаку зодиака «Овну» и далее по списку.
Для удобства оформления в данной работе психотип определяется согласно месяцу рождения (см. табл. 4).
Психологические типы |
|||
Январь |
10 |
Июль |
4 |
Февраль |
11 |
Август |
5 |
Март |
12 |
Сентябрь |
6 |
Апрель |
1 |
Октябрь |
7 |
Май |
2 |
Ноябрь |
8 |
Июнь |
3 |
Декабрь |
9 |
Таблица 4. Определение психотипа
Описание психотипа определяется согласно модели «12 детерминант психотипа» (см. рис. 4), в которой отношения строятся в виде связного графа. На Рисунке 5 отражен этот граф.
Рисунок 4. «12 детерминант психотипа». ОО – Общее описание, ПО – прошлый опыт, АЗР – актуальные задачи развития, ЦД – цель достижения |
Рисунок 5. Связный граф характеристик психотипа |
Однако, как и часы на «циферблате» крест психотипа не стоит на месте, а сдвигается на одну позицию раз в 28 лет, образуя три психотипа для трех 28-летних циклов развития. Это отражено на Рисунках 6 и 7.
1-ый «четырёхугольник» характеризует стиль познания человеком окружающего мира.
2-ый «четырёхугольник» характеризует стиль построения человеком отношений.
3-ий «четырёхугольник» характеризует стиль управления и принятия решений.
В подписи к Рисунку 4 указано значение вершин крестов. Полное описание значений приводится в Приложении А виду его большого объема, при рассмотрении всех 12 случаев.
Рисунок 6. Кресты психотипа
0-28 |
28-56 |
56-84 |
Рисунок 7. Пример расчёта трёх крестов для 4-го психотипа |
Дадим общее описание для каждого психотипа:
№ ПТ |
Общее описание психотипов |
1 |
Холерик когнитивного типа |
2 |
Флегматик когнитивного типа |
3 |
Сангвиник когнитивного типа |
4 |
Меланхолик когнитивного типа |
5 |
Холерик коммуникативного типа |
6 |
Флегматик коммуникативного типа |
7 |
Сангвиник коммуникативного типа |
8 |
Меланхолик коммуникативного типа |
9 |
Холерик регулятивного типа |
10 |
Флегматик регулятивного типа |
11 |
Сангвиник регулятивного типа |
12 |
Меланхолик регулятивного типа |
2.3 Пример работы алгоритма
Дата рождения: «12.07.1993»
X1 |
X2 |
X3 |
X4 |
X5 |
X6 |
X7 |
X8 |
X9 |
X10 |
X11 |
X12 |
X13 |
X14 |
1 |
2 |
0 |
7 |
1 |
9 |
9 |
3 |
32 |
5 |
30 |
3 |
62 |
8 |
Таблица 5. Пример расчета для 12.07.1993
1+2+0+7+1+9+9+3=32 |
X9 Сумма всех чисел |
3+2=5 |
X10 Сумма цифр X9 |
32 – 2*1=30 |
X11 X9-2*X1 |
3+0=3 |
X12 Сумма цифр X11 |
32 + 30=62 |
X13 X9+X11 |
5 + 3=8 |
X14 X10+X12 |
5 |
00 |
3 |
||
Ф |
11 |
22(2) |
3333 |
9 (2) |
В |
- |
5 |
(6) |
5 (6) |
У |
7 |
(8) |
99 |
7 (8) |
С |
- |
- |
- |
- |
Ф |
В |
У |
С |
Таблица 6. Пример заполнения психоматрицы для 12.07.1993
Ниже нормы квадраты: 1, 2, 4, 6, 8:
· Это говорит об определенной односторонности, неадекватности в проявлении данного свойства, человек испытывает затруднения в реализации этого потенциала.
Выше нормы квадраты: 3, 9:
· Указывает на дополнительные возможности, но и дополнительные напряжения. Нужно учиться гармонично и неконфликтно проявлять данные свойства, ориентируясь на потребности окр. мира.
Норма для квадратов: 5, 7:
· Самодостаточность и полноценность.
На Рисунке 7 представлен расчет психотипа на три 28-летних цикла.
4-ый психологический тип
Общее описание: для данного ПТ характерен переходный процесс: от адаптации в мире к построению формы постоянных отношений на основе чувствительности к каждому элементу строящийся системы. Чувствительность к миру данный ПТ воспринимает как свою собственную чувствительность и утонченность, что ведет к замкнутости, к самосозерцанию своих (якобы внутренних) состояний, не отождествляя их как результат своего взаимодействия с миром. Поэтому ему свойственны излишняя восприимчивость, самокопание и неуверенность в себе. Характерны частые смены настроения, как следствие эмоциональной нестабильности. Проявляется приверженность к традициям. Но, как правило, они отзывчивы, способны чувствовать потребности других людей, создавать уютную атмосферу.
3. Особенности программной реализации
3.1. Архитектура веб-приложения
В качестве языка разработки серверной части приложения выбран PHP, как бесплатный и надежный инструмент, проверенный годами. База данных MySQL, по тем же причинам, что и язык PHP.
В качестве веб-сервера используется Apache HTTP-сервер. Apache является кроссплатформенным ПО, сочетающим в себе надежность и гибкость в конфигурации. Поддерживает работу с СУБД и php-интерпретатор.
Рисунок 8. Архитектура разрабатываемого веб-приложения
В роли системы управления содержимым сайта выступает WordPress, написанная на PHP. Встроенная в WP система «тем» и «плагинов» позволяет конструировать практически любые веб-приложения. Познакомиться с архитектурой платформы можно в Приложении B.
Взаимодействие пользователя с сервером выглядит следующим образом (см. рис. 9). Пользователь делается запрос на получение страницы, сервер принимает запрос и выполняет поиск страницы, запрос перехватывает WordPress и подгружает шаблон из темы, соответствующий данной страницы и код плагинов, соответствующие этой странице. После php-страница приходит к серверу, и сервер отправляет её в php-интерпретатор. В нём код транслируется и выполняется. В процессе выполнения могут быть сформированы запросы в базу данных. После сервер получает ответ от php-интерпретатора и преобразует его в HTML-страницу, которая отправляется пользователю в качестве ответа.
Рисунок 9. Формирование страницы
3.2 Используемые технологии для создания веб-приложения
• PHP 5.5 - скриптовый язык общего назначения, интенсивно применяемый для разработки веб-приложений.
• HTML5/CSS3 - язык разметки/каскадная таблица стилей.
• JavaScript –прототипно-ориентированный сценарный язык программирования.
• MySQL - свободная реляционная система управления базами данных.
• CMS WordPress – свободная система управления содержимым сайта.
Заключение
Результатом проделанной работы стало веб-приложение, создающее акмеологическую модель человека по дате рождения.
Была проведена формализация предметной области: личность была рассмотрена как множество, с входящими в неё качествами-подмножествами, которые и определял реализованный метод КаПсиД.
Веб-приложение было создано на платформе WordPress, в соответствии с требованием заказчика. Для этого серверная часть ПО была реализована в виде плагинов и шаблонов платформы.
Список литературы
1. Дэвид Майерс «Социальная психология», СПБ.: Питер, 1997 г. - 688 с. (Серия «Мастера психологии»).
2. Поляков В.А. «Психосистемное консультирование», Москва: РНАУМПиКП, 2006 г. – 162 с.
3. Боляновская А. Учебно-методическое пособие «Инструменты успеха», Москва, 2008 г. – 197 с.
4. Карл Густав Юнг. «Психологические типы», СПБ.: Азбука, 2001 г. – 370 c.
5. Дюк В.А. «Компьютерная психодиагностика», СПБ.: Братство, 1994 г. – 354 с.
Глоссарий
Определим глоссарий проекта в алфавитном порядке для однозначной идентификации используемых терминов.
Акмеологическая модель – способ описания врожденного потенциала человека и определение эффективного пути развития личности.
Акмеология (от др.-греч. ακμ?, akme — вершина, др.-греч. λ?γος, logos — учение) – это раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.
Анализ – это разделение, структуризация, детализация и специализация. В основе анализа лежит свойство делимости системы. Помогает описать систему.
Архетипы (др.-греч. ?ρχ?τυπον — первообраз) – это универсальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок. Теоретически возможно любое число архетипов.
Индивид – это отдельный человек, рассматриваемый как уникальный совокупность его врожденных и приобретенных качеств.
КаПсиД (метод кардинальной психодиагностики) – современная, обоснованная и апробированная на практике технология диагностики, прогнозирования и моделирования процессов и систем различных уровней сложности.
Личность – это социальный субъект и совокупность его личностных и социальных ролей, его предпочтения и привычек, имеющиеся у него знания и опыт.
Моделирование – одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования, по существу, базируется любой метод научного исследования – как теоретический, так и экспериментальный.
Модель – в широком смысле – любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели), используемый в качестве его «заместителя», «представителя».
Предиктивная диагностика психологического поведения личности – это долгосрочное планирование и прогнозирование эффективности психологического развития человека в разные возрастные периоды с целью достижения им творческой зрелости.
Прогнозирование (от греч. prognosis – знание о будущем, предсказание, предвидение) – это разработка прогноза; в узком значении – специальные научные исследования конкретных перспектив развития какого-либо явления. Определение будущих тенденций развития.
Психологическая типология / психотип – это система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми.
Приложение
Приложение А
ПТ |
ОО |
ПО |
АЗР |
ЦД |
1 |
Динамичность, воля к достижению, конкретный ум, способность концентрировать мысль, упорство, эмоциональная нестабильность. |
Стремление к индивидуализации, повышенная чувствительность, активный ум, слабое стратегическое мышление. |
Необходимо развивать качество уравновешивания пар противоположностей, качество структуризации и систематизации, различение вечных ценностей и тленных. |
Необходимо стремиться к достижению системного, стратегического мышления; к активному коллективному сотворчеству; к фундаментальности и системности в управлении процессами. |
2 |
Способность управлять материальными факторами; активность формирования связей, терпеливость и обдуманность в решениях. |
Конкретность, способность управлять ситуацией и быть хорошим организатором, умение планировать конкретные действия, воля в достижении цели. |
Необходимо направлять волевой аспект на раскрытие перспектив, программ, цели; развивать стратегическое мышление; расширять способность радикально изменяться, помогая другим. |
Необходимо стремиться быть социально полезным; постигать качества свободомыслия и новаторского преобразования; к творческой реализации |
3 |
Контактность, коммуникабельность, любознательность, гибкость ума, умение поддерживать связи. При этом появляется поверхностность, отсутствие широты мировоззрения, терпения. |
Способность анализировать подробности, детали и ценить материальные факторы, терпение вынашивать идеи, рассудительность. |
Необходимо стремиться расширять кругозор, структурировать пространство сотворчества, создавая в нём иерархичность, развивать утонченность восприятия к нуждам мира и эстетический вкус. |
Необходимо стремиться раскрыть способность к жертвенности во имя идеалов, способность начинать все сначала, радикально изменять своим взгляды и развивать интуицию. |
4 |
Чувствительность, отзывчивость, восприимчивость. При этом замкнутость, самокопание, эмоциональная нестабильность. Сложно видеть проблему в целом, проявлять системность мышления. |
Внешняя уравновешенность (часто при внутреннем конфликте), старание вникнуть во все детали и подробности проблемы; импульсивность и эмоциональная нестабильность. |
Необходимо стремиться активно расширять способность воплощать идеи в жизнь; развивать практичность; самоанализ; терпение и умение согласовывать свои интересы с целями коллектива. |
Необходимо стремиться управлять обстоятельствами своей жизни; концентрировать мысль; обобщать; делать выводы; ставить цели и иерархию целей. |
5 |
Конкретность, воля, стремление к совершенству; умение планировать действия, управлять ситуацией. Предрасположенность к эгоцентризму, авторитарности; властность и амбиции. |
Стойкость, способность управлять, умение вникать в сложные проблемы, способность вдохновлять людей. |
Необходимо стремиться быть социально полезным, видеть перспективу и многоуровневый смысл своих действий; постигать качества структуризации, систематизации, совершенствования формы. |
Должен стремиться учиться управлять материальными факторами жизни, постигая суть интеграционных процессов во взаимодействии через путь от детализации – к синтезу. |
6 |
Стремление вынашивать замысел; гибкость и активная адаптация при сложных жизненных ситуациях; склонность к детализации и структуризации, умение бережно относиться к материальным формам. |
Утонченность восприятия, эстетический вкус, устремленность к цели; практичность, формирование пространства сотворчества. |
Необходимо постигать качество трансформации во имя идеалов; уметь начинать все сначала, радикально изменять свои взгляды, развивать интуицию. |
Необходимо стремиться к выстраиванию новых взаимосвязей; развитию контактности; коммуникабельности, любознательности, широты мировоззрения и гибкость ума. |
7 |
Стремление к уравновешиванию рационального и иррационального, полярных чувственных отношений; контрастность отношений; способность вникать в детали и подробности проблемы. |
Умение структурировать и систематизировать опыт; практичность; самоанализ. |
Необходимо расширять способность управлять обстоятельствами своей жизни; концентрировать мысль при движении к реализации стратегических целей; умение выстраивать иерархию целей. |
Необходимо стремиться развивать чувственность, отзывчивость, восприимчивость к идеям надсистемы; формировать пространство сотворчества как в личной жизни, так и в коллективной и общественной сфере. |
8 |
Стойкость, способность управлять, вдохновлять людей; видеть цель, перспективы развития и роста; умение вникать в сложные проблемы. В то же время авторитаризм; гордость; эмоциональная вспыльчивость, непримиримость к недостаткам других. |
Стремление быть социально полезным, видеть перспективу и многоуровневый смысл своих действий; качества: структуризация, систематизация, совершенствование формы, порядка и точности. |
Необходимо учиться управлять материальными факторами жизни, постигая суть интеграционных процессов во взаимодействии через путь от детализации – к синтезу, от жажды обладать – к мотивированному смыслу. |
Необходимо стремиться к индивидуализации и профессионализму, развитию волевых качеств, широте взглядов; стратегическому мышлению, расширению опыта в сфере управлению, раскрытию орг. Способностей. |
9 |
Утонченность восприятия, эстетический вкус, устремленность к поставленной цели, практичность; формирование пространства сотворчества, но при этом эмоциональная нестабильность, иллюзорное восприятие реалий. |
Способность к жертвенности во имя идеалов, способность начинать все сначала, радикально изменять свои взгляды и развивать интуицию. |
Необходимо развивать коммуникабельность, контактность, любознательность, толерантность, широту мировоззрения и гибкость ума. |
Необходимо стремиться к вынашиванию замысла, гибкости и активной адаптации при сложных жизненных ситуациях, ценить материальные факторы. |
10 |
Умение воплощать идеи в жизнь; практичность; самоанализ; терпение и умение согласовать свои интересы с целями коллектива. При этом эмоциональная закрытость, подавление своих желаний и консерватизм |
Способность концентрировать мысли при движении к реализации целей; умение выстраивать иерархию целей; делать выводы; волевой аспект. |
Необходимо стремиться активно развивать чувствительность к нуждам мира, отзывчивость, восприимчивость к идеям надсистемы; стремиться создавать «формы» как в личной жизни, так в колл. и общ. жизни. |
Необходимо стремиться к уравновешиванию пар противоположностей, через когнитивные процессы; к развитию способности вникать во все детали и подробности проблемы; к контролю эмоционально-чувственных проявлений. |
11 |
Стремление быть социально-полезным; видение перспективы и многоуровневого смысла своих действий; качество структуризации, систематизации, совершенствования формы, порядка и точности; потребность в коллективном сотворчестве, в коллективном самоуправлении. |
Умение управлять материальными формами жизни, постигая суть интеграционных процессов во взаимодействии через путь от детализации к синтезу, от жажды обладать к мотивированному смыслу. |
Необходимо развивать силу воли, стратегическое мышление, умение планировать; стремиться к совершенствованию, индивидуализации, профессионализму и мастерству, расширять опыт в сфере управления, раскрывая организаторские способности. |
Необходимо стремиться постигнуть процессы развития и трансформации ментальных концепций, научиться постигать новые горизонты, через разрушение отживших мыслеформ и возникновение новых парадигм с учетом прошлого опыта. |
12 |
Способность к жертвенности во имя идеалов, способность начинать все сначала, радикально изменять взгляды и развитая интуиция |
Любознательность, толерантность, широта мировоззрения, гибкость ума. |
Необходимо развивать способность вынашивать замысел, гибкость, стремиться к активной адаптации. |
Стремиться к утонченности восприятия, к поставленной цели, развивать эстетический вкус, практичность. |
Приложение Б
Приложение В