Введение. Проблема ранней диагностики и терапии пациентов с острыми гнойно-инфекционными заболеваниями челюстно-лицевой области (ЧЛО) является актуальной и в настоящее время. Так по данным ряда авторов, численность больных с одонтогенными флегмонами, занимает от 60 до 70% коечного фонда челюстно-лицевых хирургических стационаров (Шаргородский А.Г., 2002; Дурново Е.А., 2003; Фаизов Т.Т. с соавт., 2004; Богатов В.В., Бурова Н.М., 2008, Гандылян К.С., Христофорандо Д.Ю. 2010). Несмотря на повышение качества оказания стоматологической помощи, усовершенствование известных и применение современных методов диагностики и лечения данной патологии, количество больных с одонтогенными флегмонами продолжает расти.
Цель исследования: исследовать клинические варианты формирования одонтогенных флегмон.
Материалы и методы. Нами за период с января 2010 по декабрь 2014 года на базе отделения челюстно-лицевой хирургии ГКБСМП г. Ставрополя и кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Ставропольского государственного медицинского университета проведено исследование и наблюдение 88 пациентов с одонтогенными флегмонами челюстно-лицевой области и их осложнениями. Характеристика по полу и возрасту пациентов представлена в таблице 1. Все пациенты были в возрасте от 20 до 45 лет, средний возраст их составил 30,2±6,9 года. Регионарные клинико-инфекционные проявления у больных оценивались по глубине поражения и распространенности инфекционного процесса. Все случаи формирования флегмон были одонтогенного происхождения. В группу наблюдения и исследования были включены только пациенты, у которых распространение гнойно-воспалительного процесса ЧЛО протекало с гиперреактивной формой.
Локализация гнойно-инфекционного процесса у обследуемых больных была в различных количествах клетчаточных пространств.
Группу контроля составили 25 практически здоровых лиц без сопутствующей патологии в возрасте от 20 до 45 лет. Полученные результаты исследований у данной группы добровольцев, нами принимались за нормативные и в последующем называли “контрольными”.
Результаты и их обсуждения. Базовыми критериями диагностики гиперергии явились клинико-воспалительные признаки формирования и течения флегмоны, в основе которых было острое начало заболевания, симптомы распространенного инфекционно-воспалительного процесса и выраженные признаки эндогенной интоксикации, а также результаты исследования функциональной активности лейкоцитов, в частности их возможности кислородзависимого метаболизма, что является основным критерием для выбора варианта реактивности организма (Воложин А.И., 1996). С учетом количественной локализации гнойно-инфекционного процесса у обследуемых больных было сформировано 5 групп.
Первую группу составили 24 (27,3%) пациента, которые отмечали дебют заболевания от появления первых признаков болевого симптома в области “причинного” зуба до момента госпитализации в течение 6,1±1,8 дней. Флегмона локализовалась в области 3 - 4 клетчаточных пространств и носила характер умеренно выраженных общих и местных клинических проявлений, а общее состояние пациентов расценивалось как средней степени тяжести. Наличие признаков отека мягких тканей выявлялось в течение 4,3±1,3 дня. Было выявлено повышение температуры тела в догоспитальном периоде у всех больных и составляла в пределах до 38,1±0,15°С. Следует отметить, что в подавляющем большинстве случаев у больных 1 группы “причинным” зубом развития флегмоны явился второй моляр нижней челюсти (4.7 или 3.7 зуб). Лишь в 3 случаях был выявлен “причинным” 3.8 зуб и в 2 случаях - 1.6 зуб.
Вторую группу составили 23 (26,1%) больных, имеющих 4-5 пространств, вовлеченных в воспалительный процесс, и имел тенденцию к распространению. Начало заболевания от появления болевого синдрома в области “причинного” зуба до момента госпитализации составило 3,9±1,4 дня, а появление отека мягких тканей ЧЛО составило 2,3±0,9 дня до времени госпитализации. В данной группе в большинстве случаев “причинным” зубом явились третьи моляры нижней челюсти (3.8, 4.8 зубы), лишь у 7 больных был отмечен “причинным” зубом 4.7, а у 2 больных 4.5, 4.4 зубы. Общее состояние пациентов в момент поступления было расценено как средней тяжести. Были отмечены более выраженные, в сравнении с 1 группой пациентов, местные и общие признаки воспалительного процесса, в том числе и интоксикационного процесса.
Третья группа, где в воспалительный процесс вовлекалось 6-7 пространств составили 11 (12,5%) пациентов. Болевой синдром в области “причинного” зуба больные отмечали за 3,4±0,4 дня до времени госпитализации в стационар. Отек мягких тканей ЧЛО за 2,6±0,45 дня. Следует обратить внимание на тот факт, что “причинным” зубом одонтогенных флегмон у пациентов явился третий моляр (4.8,3.8 зуб). В целом общее состояние пациентов было расценено как тяжелое с выраженными признаками интоксикации, где общие и местные клинико-инфекционные проявления течения флегмоны были существенно значимее.
Четвертая группа больных, где в основе лежало вовлечение 8-9 пространств с одонтогенными флегмонами ЧЛО и было отмечено прогрессирующее течение локализованного инфекционного процесса с развитием осложнений составили 17 (19,3%) пациентов. Время от начала заболевания до госпитализации составило 4,1±0,6 дней, отек мягких тканей ЧЛО в среднем составил 3,0 дня. Повышение температуры тела в до госпитальном периоде больные отмечали в большинстве случаев до 38,5±0,4°С. “Причинными” зубами явились моляры нижней челюсти (3.6, 3.7, 4,8, 4.7 зубы). Определенной корреляционной зависимости между “причинными” зубами и локализацией гнойно-инфекционного процесса ЧЛО не было выявлено. Состояние всех пациентов расценивалось как тяжелое. Признаки клинико-воспалительного процесса, как общие, так и местные были резко выражены, с выраженными признаками интоксикации.
Пятая группа пациентов составила 13 (14,8%) пациентов, где клинико-воспалительный процесс с одонтогенными флегмонами ЧЛО составил 10 и более пространств. У больных данной группы были отмечены развитие различных грубых осложнений в виде медиастинита, сепсиса, вторичный менингоэнцефалитов, ДВС-синдрома. Время от начала заболевания до момента госпитализации составило 4,2±0,55 дней, в то время как появление отека мягких тканей ЧЛО составило 3,4±0,45 дней. Особенностью клинического состояния больных данной группы в до госпитальном периоде было повышение температуры тела до 39,5±2,1°С. “Причинным” зубом одонтогенных флегмон в основном являлись первый или второй моляр нижней челюсти (3.6, 3.7, 4.6, 4.7 зубы). Общее состояние пациентов в момент госпитализации было расценено как крайне тяжелое. Эндогенная интоксикация характеризовалась как значительной степени выраженности с тенденцией к генерализации общих и местных признаков воспалительного процесса.
В 56 (63,6%) случаях в зависимости от локализации и распространенности воспалительного процесса в отдаленные органы и мягкие ткани были диагностированы одонтогенные флегмоны ЧЛО. В 15 (17,1%) случаях флегмоны были осложнены распространением на глубокие клетчаточные пространства шеи, медиастинитом, сепсисом, а также в 2 случаях вовлечением оболочек головного мозга. У всех пациентов общие и местные проявления гнойно-инфекционного процесса носили характер гиперергического варианта воспаления.
Особенностью воспалительного процесса у пациентов с наличием от 8 и более клетчаточных пространств имел четкую направленность к последующему прогрессированию процесса, где коллатеральный отек мягких тканей носил выраженный характер. Локально определялся плотный и резко болезненный инфильтрат, не имеющий четких границ и во всех случаях имел наличие симптомов крепитации и флюктуации. Кожные покровы над инфильтратом была гиперемирована, без возможности собраться кожу в складку. Хирургическое вскрытие гнойного очага позволяло отметить умеренное гнойное отделяемое, в том числе выраженные деструктивные изменения в раневой поверхности. У всех пациентов четвертой и пятой групп было отмечено острое и бурное начало заболевания. Время, от момента воспалительного процесса до госпитализации составило в среднем от 3 до 6 дней (4,9±1,6 дня), а наличие отека мягких тканей ЧЛО от 2 до 4 дней (3,1±1,3 дня). Проводимые терапевтические мероприятия, которые были использованы на до госпитальном этапе носили неоднозначный характер и зависели от времени обращения пациентов к стоматологу и объемом воспалительных пространств. Обращает на себя внимание, что 28 пациентов не обращались за врачебной помощью и проводили лечение самостоятельно, используя антибактериальную терапию в самостоятельно выбранной дозе, НПВС, санацию и полоскание ротовой полости содовым раствором. Обращение за врачебной помощью было в тех случаях, когда отсутствовал положительный эффект от проводимого лечения с нарастанием воспалительных проявлений, значительным ухудшением самочувствия пациента с нарастанием как местной, так и общей реакции. Как правило, после проведенного осмотра хирургом-стоматологом, все пациенты в экстренном порядке были направлены в отделение челюстно-лицевой хирургии. Хирургические вмешательства в ЧЛО пациентам на амбулаторном этапе не проводились. Следует отметить, что только в 25 (28,4%) случаях обращения за медицинской помощью по месту проживания было на 2-3 сутки от времени появления отека мягких тканей ЧЛО. В этих случаях больным было проведено удаление “причинного” зуба, а в 9 (10,2%) случаях была выполнена периостотомия в области “причинного” зуба. В 3 (3,4%) случаях больные были госпитализированы в хирургическое отделение ЦРБ по месту жительства, где было проведено неадекватное хирургическое вмешательство с вскрытием гнойного очага со стороны кожных покровов.
Заключение. Таким образом, клиническая картина одонтогенных флегмон во многом зависит от количества воспалительных пространств, вовлеченных в воспалительный процесс, времени обращения больных за медицинской помощью и времени госпитализации от момента заболевания.
Клинические проявления носили схожий характер, с особенностью усиления гиперергической реакции в зависимости от количества воспалительных пространств, вовлеченных в воспалительный процесс.
Следует отметить низкую информативность населения о возможных серьезных последствиях одонтогенных флегмон, о которых больные с данной патологией не знают.
Ключевые слова: флегмона, одонтогенная, клиника, зуб, клетчаточные пространства, отек, боль.