Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 2
1 Stavropol state medical University
2

Введение. Отмечено, что как у нас в стране, так и за рубежом, количество травм самого разнообразного характера значительно увеличилось. Особое место среди всех травматических повреждений в клинической практике имеет гиперфлексионное (гиперэкстензионное) повреждение шейного отдела позвоночника (ПШОП), которое формирует впоследствии различные осложнения, среди которых сосудистые нарушения в бассейне вертебрально-базилярной системы носят особый характер.

Цель исследования: изучить клинико-структурные и нейрофизиологические показатели синдрома позвоночной артерии в отдаленном периоде травмы шейного отдела позвоночника.

Материалы и методы. Было обследовано 73 пациента в отдаленном периоде экстензионной травмы шейного отдела позвоночника (давность травмы более 12 месяцев – в среднем 16,1±3,4 месяца). Доминирующее количество в исследовании составили больные после ДТП - 57 (78,1%) и уличных происшествий, на что указывают и другие авторы. Криминальные травмы составили 7 (9,6%) случаев. В 9 (12,3%) случаях травма явилась следствием спортивной травмы.

Группа контроля, была представлена 25 пациентами с синдромом позвоночной артерии нетравматического генеза, сопоставимые по возрасту и полу, в целях сравнения результатов клинико-инструментальных исследований.

Проведенное комплексное клиническое обследование включало: клинико-неврологическое обследование, которое предполагало выявление неврологического дефицита. Проводилось исследование биомеханики позвоночника для пальпаторного выявления мышечно-тонических нарушений, мануальное тестирование, а также измерение объема активных и пассивных движений с определением локализации нарушений подвижности в шейном отделе позвоночника.

Регистрацию соматосенсорных вызванных потенциалов (ССВП) с рук и ног проводили при помощи прибора – «Нейромиан» Таганрогского производственного объединения по стандартной методике (Трошина Е.М., Щекутьев Г.А., 2001). Измерялись латентные периоды и межпиковые интервалы наиболее стабильных компонентов ССВП. Был проведен анализ абсолютных значений полученных результатов и отклонения от нормативных данных. Использовали следующие наборы отведений на 4-х канальном приборе: I Erbi-Fz, II CVII-Fz, III C4-Fz, IV C3-Fz (С4 или СЗ контралатеральное, в зависимости от стимулируемой руки). В качестве референта для электрода Эрба используется иногда контралатеральный электрод: Erbi-Erbc. Отведение выбирали с целью выделения стволового и коркового уровня.

Результаты и их обсуждения. Синдром позвоночной артерии характеризуется ослаблением кровотока в левой, правой или одновременно в двух позвоночных артериях, что неизбежно приводит к ухудшению кровоснабжения ствола мозга, мозжечка и центральной нервной системы, впервые описанные врачами Барре и Льеу в первой половине двадцатого века.

Клинико-вертебрально-неврологический осмотр позволил нам разделить больных на 2 основные группы, где первую группу составили пациенты с рефлекторно-ангиоспастическим синдромом (РАСС) позвоночной артерии (ПА) - 24 (32,9%) случая, вторую группу составили пациенты с компрессионно-ирритативным синдромом (КИС) ПА - 49 (67,1%) случаев.

В качестве провоцирующих факторов обострения у больных как с РАСС, так и с КИС ПА нами были выявлены неблагоприятные факторы следующего характера: динамические нагрузки на шейный отдел позвоночника, которые приводили к усилению субъективных ощущений различного характера преимущественно в дневное и вечернее время, длительное пребывание в статической позе, воздействия на вегетативную нервную систему неблагоприятного характера (смена погоды, холодное время года), психоэмоциональные и стрессовые воздействия.

В группе больных с КИС ПА при рентгенографическом исследовании доминировали патологические нарушения в двигательных сегментах позвоночника: - остеохондроз межпозвонковых дисков составило 46 (93,9%) случаев, - нестабильность ПДС 27 (55,1%) случаев, -унковертебральный артроз 41 (83,7%) случая, дисплазии краниовертебральной области и шейного отдела позвоночника 22 (44,9%) случая. Для пациентов с РАСС ПА было характерно преобладание спондилоартроза, который был выявлен в 10 (41,7%) случаев, а также выпрямление физиологического лордоза - 17 (70,8%) случае. При КИС ПА подвывихи по Ковачу доминировали в сегментах С3-С4 и С4-С5, а проявления дегенеративно-дистрофического характера в шейном отделе позвоночника преобладали преимущественно в нижне-шейном отделе ПА позвоночника, в то время как при РАСС дегенеративно-дистрофические изменения шейного отдела были более выражены на верхне-шейном уровне позвоночника.

Результаты ССВП у больных в отдаленном периоде ТШОП с наличием СПА позволили выявить, что во всех случаях у пациентов с КИС и в 75% случаях с РАСС нами было отмечено увеличение ЛП N 13, которое составило в первом случае 15,1±0,79 мс,, а во втором – 14,9±0,82 мс, что указывает на нарушение проводимости нервного импульса на шейном уровне. ЛП между плечевым сплетением и шейным утолщением спинного мозга было увеличено и составило у больных с КИС - 7,4±0,42 мс, у больных с РАСС -6,8±0,47 мс (контроль 5,2±0,38 мс). В 43 (87,8%) случаях у пациентов с КИС ПА было найдено достоверное (р0,05) увеличение ЛП N13 - N20, которое составило - 7,6±0,48 мс, что необходимо расценивать как нарушении проведения нервного импульса между шейным утолщением и первичной сенсорной корой, у больных с РАСС измененные результаты ЛП были отмечены у 10 (41,7%) больных и составили 7,1±0,54 мс (контрольная группа - 6,4±0,37 мс).

Сравнение результатов отоневрологического обследования у больных с РАСС ПА было отмечено превалирование периферического типа нарушений над центральным (стволовым) типом нарушений, который доминировал в большинстве (83,7%) случаев у пациентов с КИС ПА.

При офтальмологическом исследовании в группе больных с РАСС ПА у 7 (29,5%) пациентов была выявлена ангиопатия сетчатки, преимущественно по гипертоническому типу, в то время как в группе пациентов с КИС ПА ангиопатия сетчатки по гипертоническому типу была выявлена в 27 (55,1%) случаях, в 14 (28,6%) случаях по атеросклеротическому типу.

Заключение. Таким образом, при анализе клинической картины вертеброгенного посттравматического синдрома позвоночной артерии и данных инструментального исследования можно сделать вывод о преобладании рефлекторных первично-вегетативных механизмов в формировании рефлекторно-ангиоспастического синдрома позвоночной артерии, а также о преобладании дегенеративно-дистрофических нарушений шейного отдела позвоночника в формировании компрессионно-ирритативного синдрома ПА.