Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

Актуальность. Детская легкая черепно-мозговая травма (ЧМТ) остается одной из актуальных проблем человечества. Поскольку ЧМТ вызывает ряд сдвигов в функциональном состоянии ЦНС, данное обстоятельство в свою очередь приводит к нарушению специализации мозговых структур с последующей дестабилизацией формирующихся интегральных функций мозга.

Среди всех травм детского возраста, требующих госпитализации, черепно-мозговым травмам отводится ведущее место. Они составляют до 37,6% всей детской травмы.

По данным ВОЗ, отмечен постоянный рост частоты ЧМТ на 1-2% в год.

Даже легкая черепно-мозговая травма, полученная в детстве, накладывает отпечаток на весь последующий период жизни ребенка. В то же время у детей чаще, чем у взрослых, возможен благоприятный исход после тяжелой ЧМТ вследствие высоких компенсаторных возможностей детского мозга.

Цель исследования: анализировать по данным научных статей, монографий, учебных посо-бий особенности клиники, современные методы диагностики и лечения лёгкой формы черепно-мозговой травмы у детей.

Результаты. При черепно-мозговой травме механическая энергия повреждает не только череп, но и его содержимое (головной мозг, мозговые оболочки, черепные нервы). Особенности развивающегося детского организма способствуют своеобразию травматических повреждений и клинических проявлений черепно-мозговых травм. Для детей, особенно в раннем возрасте, переломы черепа в виде линейных или вогнутых по типу целлулоидного мячика, как правило, не сопровождаются симптомами поражения нервной системы, что, в свою очередь, затрудняет своевременную диагностику повреждений головного мозга и может привести к серьезным последствиям.

Основные клинические формы черепно-мозговых травм: сотрясение, ушиб, сдавление мозга. На основании данной классификации установлено, что ЧМТ легкой степени тяжести наблюдаются в 60-80%, средней – в 10-20%, тяжелой – в 10% случаев.

Сотрясение головного мозга – это легкая форма диффузного поражения мозга, при котором отсутствуют макроструктурные изменения. Клинически возникает выключение сознания длительностью от нескольких секунд до нескольких минут, У детей потери сознания может не быть или она остается незамеченной. Характерна кратковременная ретро-, антероградная амнезия, что, учитывая различный возраст детей, не всегда является достоверным критерием. У детей первых месяцев жизни может наблюдаться рвота или спонтанные срыгивания после травмы. После восстановления сознания типичны жалобы на головную боль, головокружение, слабость, шум в ушах, приливы крови к лицу, потливость и нарушения сна. Могут быть боли при движении глазных яблок, диплопия при попытке чтения, вестибулярная гиперестезия. Жизненно важные функции не страдают. Ушиб мозга легкой степени тяжести характеризуется выключением сознания после травмы в пределах от нескольких минут до нескольких десятков минут. По восстановлении сознания характерны жалобы на головную боль, головокружение, тошноту. Как правило, отмечается ретро-, кон-, антероградная амнезия. Рвота чаще повторная. Жизненно важные функции не страдают. Может встречаться умеренная бради- или тахикардия, иногда – артериальная гипертензия. Неврологическая симптоматика обычно мягкая (нистагм, пирамидная недостаточность, менингеальные симптомы и др.), регрессирует на 2-3-й неделе после травмы. Возможны переломы костей свода черепа и субарахноидальное кровоизлияние. КТ часто выявляет зону пониженной плотности вещества мозга, соответствующую отеку. Отек мозга может быть локальным, долевым, полушарным; проявляется также в виде сужения ликворных пространств, Эти изменения обнаруживаются уже в первые часы после травмы, обычно достигают максимума на третьи сутки и исчезают через 2 нед.

Лечение. При сотрясении головного мозга показано:

1) соблюдение постельного режима в течение на 1 нед;

2) применение седативных, десенсибилизирующих, вегетотропных препаратов.

3) дегидратирующие средства при сотрясении головного мозга назначаются индивидуально, так как оно не всегда сопровождается отеком мозга и симптомами внутричерепной гипертензии. Но прошествии острого периода – через неделю целесообразно применять нейрометаболические препараты. Пребывание в стационаре в течение 7-10 дней позволяет не только провести курс лечения, но и осуществлять динамическое наблюдение за больным, исключить компенсированную фазу травматического сдавления головного мозга («светлый промежуток»). Именно это обстоятельство определяет необходимость госпитализации больных (особенно детей) с сотрясением головного мозга. При ушибе мозга легкой и средней степени тяжести проводится лечение, как при сотрясении головного мозга, с добавлением средств, улучшающих мозговой кровоток (реополиглюкин, кавинтон, эуфиллин, теони- кол), энергообеспечение мозга (глюкоза в виде поляризующей смеси), восстановление функции гематоэнцефалического барьера (эуфиллин, папаверин), а также дегидратирующая и нормотензивная, противовос-палительная (при наличии субарахноидального кровоизлияния и ран на голове, при ликворее), метаболическая терапия. При субарахноидальном кровоизлиянии в лечебный комплекс включают гемостатическую терапию (5% раствор аминокапроновой кислоты, контрикал, трасилол, гордокс).

Выводы: Высокая распространенность и ежегодный прирост пациентов с черепно-мозговой травмой (ЧМТ), многообразие патологических внутричерепных процессов, запускаемых механическим повреждением головы, полиморфизм неврологической симптоматики у детей значимо затрудняют обоснование диагноза.

Таким образом, ЧМТ у детей имеет свои клинические, организационные и лечебные особенности. Однако первостепенной задачей следует считать решение организационных проблем, которые позволят улучшить раннюю диагностику. Решение вопросов организации позволит:

-повысить эффективность диагностики ЧМТ, а соответственно, и ее лечения;

-снизить летальность;

-уменьшить количество резидуальных изменений;

-сократить показатели инвалидизации;

-минимизировать экономические потери.