Актуальность. Исследование эмоционально-личностных особенностей детей, больных эпилепсией является актуальной проблемой, как для психологии, так и для неврологии. Эпилепсия даже на самых ранних стадиях вызывает эмоциональные нарушения, нарушения межличностных взаимоотношений, повышает раздражительность, чувствительность. Именно поэтому у детей появляются проблемы в общении со сверстниками. Данную проблему рассматривали в своих работах многие ученые как в России, так и за рубежом. [2,3]
Цель исследования – выявить особенности эмоционально-личностного развития детей и подростков, больных эпилепсией.
Материалы и методы. Для выявления данных особенностей были проведены следующие исследования: Для исследования уровня интеллектуального развития были использованы Тест Векслера, тест “Дом-дерево-человек”, детский апперцептивный тест, тематический апперцептивный тест, сказочный проективный тест, восьмицветный тест Люшера;
Для исследования эмоционально-личностных особенностей детей применялись следующие методики: “Рисунок доброго и злого человека”, “Незаконченные предложения”, “Понимание мимического выражения эмоций”;
Для обработки результатов использовали метод статистической обработки данных [1,3,5]
Результаты. В ходе исследований было выявлено, что у детей с эпилепсией нарушено понимание отдельных элементов мимики лица и изображения мимического выражения лица в целом, также они затрудняются дифференцировать мимику “злого” и “доброго” лица. У детей и подростков с эпилепсией рисунки «злого» человека содержат дополнительные атрибуты, различающие, по мнению детей, доброго и злого человека. Однако, детям с эпилепсией легче и точнее узнать эмоции на изображении, если они представлены схематически, то есть нет большого количества лишних деталей, которые затрудняют данный процесс. [6,5]
Выводы. Эпилепсия является серьезным неврологическим заболеванием, которая вызывает у детей, своеобразную в отношении психологии, клиническую картину.
В частности, эмоционально-личностное развитие детей с эпилепсией значительно отличается от эмоционально-личностного развития здоровых детей и имеет характеристики, свойственные данному заболеванию. Также, на формирование эмоционально-личностных особенностей неблагоприятное влияние оказывает страх возникновения эпилептического приступа. Исходя из этого, не обходимо информировать родителей и педагогов о данных особенностях этих детей, что может помочь в психологическом сопровождении этих детей и в положительной динамике лечения. [2,3,7]