Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

Актуальность. Интервал QT электрокардиограммы (ЭКГ) – время от начала комплекса QRS до конца зубца Т - характеризует электрическую систолу желудочков, т.е. время, за которое происходит деполяризация и реполяризация кардиомиоцитов [3]. Длительность интервала QT зависит от частоты сердечных сокращений (ЧСС). При увеличении ЧСС продолжительность QT уменьшается, а при уменьшении ЧСС – увеличивается. Поэтому правильнее оценивать корригированный по ЧСС интервал QT (QTc).

Кардиомиоциты неодновременно вступают в электрическую систолу, поэтому длительность интервала QTс отличается в различных отведениях одной ЭКГ. Разница между максимальным и минимальным значениями QTс определяется как дисперсия интервала QTc (QTcD) [4].

Таким образом, QTcD характеризует гетерогенность желудочковой реполяризации, а значит и готовность к формированию механизма re-entry в миокарде. Увеличение QTcD является предиктором развития фатальных желудочковых нарушений ритма, а также общей смертности и внезапной сердечной смерти.

Ранее нами проведен анализ QTcD в остром периоде инфаркта миокарда (ИМ). При динамическом наблюдении за ЭКГ больных ИМ показано увеличение QTcD и продемонстрирована взаимосвязь между степенью увеличения QTcD и объемом некроза миокарда, классом тяжести ИМ. Установлен факт уменьшения QTcD при эффективной тромболитической терапии, а также стадийность изменения QTcD по мере ограничения зоны некроза [1, 2]. Был сделан вывод, что определение QTcD при ИМ позволяет выделить группы высокого риска аритмической смерти и оценить объем некроза в миокарде.

В продолжение полученных результатов представлялось актуальным оценить QTcD при кардиальной патологии, не входящей в рамки острых коронарных состояний.

Цель. Измерить QTcD при кардиальной патологии, не входящей в рамки острых коронарных состояний, и сопоставить выявленные изменения с некоторыми количественными характеристиками доступными при рутинном обследовании кардиологических больных.

Материалы и методы. Обследовано 70 пациентов кардиологического отделения БУ «ГКБ №1» г. Чебоксары (45 женщин и 25 мужчин, в возрасте от 24 до 86 лет, средний возраст 63,5 года). Критерий включения в исследование - наличие органического заболевания сердца (не функционального в рамках вегето-сосудистой дисфункции). Критерии исключения - острый коронарный синдром (ИМ и нестабильная стенокардия), а также фибрилляция предсердий (в связи с отсутствием четкой изолинии на ЭКГ для определения длительности QTc).

Программа обследования всех пациентов включала проведение биохимических анализов, коагулограммы, оценку липидного спектра и тиреоидного статуса, а также проведение ЭКГ и эхокардиоскопии (ЭхоКС).

QTcD рассчитывалась в трех временных точках: при поступлении в стационар (1 день), на 4-5 день лечения и при выписке (10-12 день).

Для анализа QTcD использовались ЭКГ с одновременно зарегистрированными 12 отведениями, записанными со скоростью 50 мм/с. Интервал QT измерялся вручную от начала комплекса QRS до окончания зубца T, которое определялось как точка возврата зубца T к изолинии TP [3]. В случаях невозможности точного определения зубца T отведение исключалось из анализа. Коррекция QT по ЧСС проводилась по формуле Базетта QTc=QT/vRR [5]. Дисперсия интервала QTc определялась как разница между наибольшим и наименьшим значениями интервала QTc в одной ЭКГ.

Статистическая обработка материала производилась с помощью программы Microsoft Office Excel и Statistica for Windows.

Результаты. QTcD в среднем составила 42 мсек, при этом нами не выявлено стадийности в изменении QTcD как при ИМ. Можно предположить, что QTcD при «неострой» кардиальной патологии определяется не «быстрыми или мобильными» параметрами, а более «фиксированными». В связи с этим нами проведен корреляционный анализ между QTcD и параметрами геометрии сердца, полученными при ЭхоКС. Установлено наличие положительной корреляционной связи между QTcD и выраженностью гипертрофии левого желудочка (ГЛЖ), оцениваемой по массе миокарда левого желудочка (ЛЖ) (r=0,43), индексу массы миокарда ЛЖ относительно роста (r=0,54) и площади поверхности тела (r=0,62).

В группе кардиологических больных, имеющих сопутствующую патологию щитовидной железы (ЩЖ), диагностированную по показателям тиреоидного статуса и ультразвукового исследования ЩЖ, QTcD положительно коррелировала не только со степенью ГЛЖ (r=0,71), но и с размерами правых отделов сердца (правого предсердия (r=0,7) и диаметром легочной артерии (r=0,51)). Заслуживает внимание отрицательная корреляционная связь между QTcD и ударным объемом ЛЖ (r=-0,4): она подтверждает, что по мере прогрессирования систолической дисфункции ЛЖ (т.е. по мере снижения сердечного выброса) риск фатальных аритмических событий возрастает.

В группе пациентов с сопутствующим сахарным диабетом нами выявлены аналогичные корреляционные взаимоотношения между QTcD и ГЛЖ (r=0,5), размерами правых отделов сердца (r=0,5).

Выводы. В группу повышенного риска развития фатальных желудочковых аритмий входят не только больные с наличием ГЛЖ, но и пациенты с увеличением правых отделов сердца и с систолической дисфункцией ЛЖ.

Полученные нами результаты позволяют точнее оценить прогноз течения заболевания и выделить группы пациентов, требующих более пристального внимания и тщательного диспансерного наблюдения.