Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

О шизофрении человечеству известно много, но, в то же время не известно ничего. И ещё более шизофрения становится загадочным для науки явлением, если учесть, что большинство всех гениев с мировым именем были шизофрениками, страдающими самыми изощрёнными формами этого недуга. По статистике, каждый 7-й житель планеты так или иначе является носителем гена шизофрении, но это вовсе не значит, что все сумасшедшие – гении. Этот ген делает одарёнными лишь избранных, такова цена эволюции. По сути шизофрения – это отклонение от нормы, нестандартное мировоззрение. Но, возникает вопрос, могут ли великие быть «стандартными» Эти личности не вписываются в общественные стереотипы, их мышление не поддаётся никакой логике, они проходят жизненный путь иначе, решая совсем другие задачи. Многие из них были ловеласами, наркоманами и алкоголиками, но шедевры искусства, подаренные миру именно шизофрениками, способны искупить или оправдать любой их порок. Никто из гениальных шизофреников не прожил долгой и счастливой жизни, но назвать их жизнь скудной нельзя. Имеем ли мы право называть шизофрению пороком человечества, называть её причиной или результатом умственной отсталости Попробуем разобраться в этом вопросе на биографических примерах самых известных и талантливых шизофреников.

Винсент Виллем Ван Гог (1853-1890) был одним из самых известных шизофреников всех времён (пробыл художником всего 10 последних своей жизни, за которые так и не получил никакого признания). Он всегда считался чудаком, который вел нищенский образ жизни и был гоним в обществе, неудачник, не сумевшим построить семью. Вся слава к нему пришла посмертно, когда обществу стали известны подробности его сумасшедшей жизни, и не менее загадочной кончины.

Приступы бреда и раздвоения личности, слуховые и звуковые галлюцинации, агрессия и суицидальные мысли, приступы мазохизма, которые могли смениться в один миг на возбуждение, эйфорию, были часто в жизни художника, особенно в последние 3 года перед смертью. Именно в данный период жизни Ван Гог создал наибольшее количество своих шедевров. Он мог воять по нескольку картин в день. Лечащий врач Ван Гога описывал состояние своего больного так: «В интервалах между жуткими приступами, больной совершенно спокоен и страстно предается живописи…».

Ван Гог мог часами непрерывно метаться по комнате или намертво застывать на несколько часов в одном положении, мог съесть свои краски и запить их абсентом. Именно после таких приступов он говорил, что в эти моменты ему представлялись будущие его шедевры живописи. В момент одно из таких приступов он отрезал мочку своего уха и по почте отослал его своей возлюбленной в качестве сувенира на память о нем.

Вплоть до последнего дня своей жизни Винсент Ван Гог продолжал творить. За два дня до своей смерти, художник взял материалы для рисования, пистолет, который он купил для распугивания воробьёв во время работы, и ушёл на прогулку, с которой больше не вернулся. В этот день у него случился очередной приступ, во время которого он выстрелил себе в грудь. Однако раненый художник смог самостоятельно добраться до ближайшей больницы, где спустя сутки умер от потери крови.

Живопись Ван Гога привнесла в наш мир жанр анимации. Яркие краски, динамические сюжеты, загадочные и сказочные персонажи, искажённая реальность и «нереальность». Подлинники Ван Гога сегодня считаются одними из самых дорогих полотен в мире: «Портрет доктора Гаше» – $82, 5 млн., «Портрет художника без бороды» – $71, 5 млн., «Пшеничное поле с кипарисами» – $57 млн., «Ирисы» – $54 млн, «Подсолнухи» – порядка $40 млн.

Николай Васильевич Гоголь(1809-1852) - русский писатель страдал шизофренией, дополненной периодическими приступами психоза и клаустрофобии. Звуковые и зрительные галлюцинации посещали гениального писателя регулярно, именно во время этих эпизодов писатель создал множество своих произведений. Апатия, депрессия, приступы ипохондрии и заторможенности у Гоголя сменялись периодами чрезмерной активности, возбуждённости и вдохновения. О себе писатель говорил, что органы в его теле смещены или вовсе расположены «вверх ногами». А порой Николай Васильевич впадал «в ступор», при котором не реагировал ни на какие внешние раздражители, в том числе на грубые физические (сегодня похожие симптомы присуще так называемому летаргическому сну). Зная о такой своей особенности, Гоголь постоянно боялся быть погребенным заживо.

Последний год жизни Гоголя был самым тяжёлым. Во время приступов ипохондрии писатель погружался в круглосуточные молитвы, отказывался от еды и сам поставил себе диагноз «смертельно болен». Однако врачи так и не смогли обнаружить у писателя никаких физических отклонений, и говорили лишь о психическом расстройстве.

За десять дней до своей смерти, Гоголь сжёг все свои рукописи, в том числе второй том «Мёртвых душ», после чего обвинил в этом нечистую силу. Причины смерти Гоголя до сих пор неизвестны. Нервное истощение, отравление ртутью – версии смерти 43-летнего писателя.

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) Ещё один талантливый писатель и морфинист ХХ столетия запечатлен в истории личностью многогранной и несколько тёмной.

В начале первой мировой войны Булгаков ушёл на фронт, где стал работать врачом в военном госпитале. Вероятно именно там он и пристрастился морфину, который ему назначали в связи с поставленным диагнозом «гипертонический нефросклероз», который развился в результате перенесенной дифтерии. В течение двух лет Михаил Афанасьевич постоянно принимал наркотики, в связи с чем о причудах в его поведении знали все окружающие, в том числе все три жены.

Писатель принимал наркотики и для продвижения в своем творчестве. Свой знаменитый роман «Мастер и Маргарита» был написан Булгаковым в момент попыток отказа от пагубной привычки. Именно в этот момент Михаил Булгаков не может уже самостоятельно держать ручку и просит свою третью жену записывать за ним его мысли. С марта 1940 года физическое и психическое состояние Булгакова заметно ухудшается, что и является поводом для ухода за ним его ближайших друзей и близких.

Официальной причиной смерти писателя считается первично сморщенная почка, но слухи о том, что Булгаков продолжал принимать морфин до конца дней и от него же скончался – не утихают.