Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

«Медик занимает в пределах любого общества, любой цивилизации совершенно особенное положение: он повсеместно является предметом общественного внимания и почти всегда незаменим», - сказал как-то французский философ, теоретик культуры и историк Поль Мишель Фуко.

Еще с давних времен и по настоящее время происходит процесс распространения влияния медицины на все новые общественные сферы, то есть происходит так называемая медикализация жизни. Результатом данного процесса является то, что мы без труда можем обнаружить посылы к медицинской тематике и проникновение «врачебной науки» в самые различные не связанные с целительством области.

Так, медицина нашла широкое отображение в современном кинематографе. Именно медицинскую эстетику можно использовать в качестве своеобразной метафоры для отображения патологического состояния общества.

В кинематографе существует отдельный жанр «больничного ужаса», в котором сюжет строится вокруг медицинской деятельности, а главный отрицательный персонаж, медик, выступает негативным компонентом в комбинации «свой — чужой».

В апреле 2013 года состоялась премьера американского телевизионного триллера «Ганнибал», основанного по мотивам серии романов Томаса Харриса. В центре сюжета — взаимоотношения специального агента ФБР Уилла Грэма и психотерапевта доктора Ганнибала Лектера.

Одиозная фигура Лектера не может не привлекать внимания, и не будоражить сознание зрителя! Ганнибал — чрезвычайно выдающийся, образованный психиатр и хирург, в тоже время чудовищный серийный убийца, практикующий на своих жертвах каннибализм. Мир может считать себя в безопасности только до тех пор, пока он будет находиться за стальной дверью одиночной камеры в тюрьме строгого режима. Моральный диссонанс!

Необходимо отметить, что подобная концепция страха перед непознаваемой тайной медицинского знания достаточно разнопланово используется в кинематографе. Кроме того, можно обнаружить и внедрение новых идей, таких как возможная коррумпированность медицинской системы, трансплантация органов и генетические эксперименты.

В этом отношении показательным кинофильмом является «Кома» режиссера Майкла Крайтона. Действие фильма проходит в больнице, представляющей собой бескрайний лабиринт, который полон тайных ходов и мрачных, страшных коридоров. За фасадом повседневной жизни лечебного учреждения скрываются страшные тайны: пациенты являются марионетками в руках руководства клиники, организовавшего преступный синдикат для осуществления нелегального трафика донорских органов. В фильме медицинские работники предстают равнодушными и безэмоциональными жрецами, играющими и распоряжающимися жизнями людей, а сами преступные действия осуществляются под лозунгами гуманизма и сострадания.

Совершенно иные примеры фильмов данной тематики можно обнаружить в российском кинематографе. Медицинская эстетика перестает быть отображением «патологически больного общества».

В противовес личности доктора Лектера здесь вырисовывается такой персонаж, как Геннадий Викторович Тырса - настоящий врач, хирург, диагност, широко известный как лучший специалист по лечению спортивных травм.

Предыстория событий сериала «Доктор Тырса» показана уже в первой серии. Приблизительно за 3 года до начала действия по инициативе Олимпийского комитета в одной из московских клиник создано элитное «Отделение спортивной и балетной травмы», специализирующееся на лечении лучших спортсменов и артистов балета. Отделение финансируется за счёт комитета, обеспечивается самым современным оборудованием, его сотрудникам платится высокая зарплата, они же должны как можно быстрее и эффективнее возвращать в строй спортсменов и артистов, выступления которых приносят стране рекорды, медали, престижные премии. Заведует отделением доктор Тырса — выдающийся врач, поставивший на ноги множество великих спортсменов. Каждая серия сериала посвящена какому-то одному конкретному случаю лечения того или иного знаменитого спортсмена или артиста. Параллельно с решением медицинских вопросов показана личная и семейная жизнь героев сериала, развитие их отношений с близкими, друг с другом.

«Красной нитью» через весь сериал проходит тема вреда, который наносит спорт высших достижений, ориентируя и спортсменов, и тренеров, и чиновников на получение рекордов и медалей любой ценой, а также тема допинга. Спортсмены сами, при поддержке и одобрении тренеров, игнорируют опасные симптомы, тянут до последнего с обращением к врачам, принимают опасные для здоровья препараты, при этом даже перед лицом реальной перспективы умереть продолжают выкручиваться, обманывать врачей и игнорировать выполнение их предписаний.

Другим примером является драма «Жил-был доктор…» Действия данного фильма разворачиваются в деревне Гладуны, куда приезжает юный доктор Николай Александрович Заостронцев. Николай всегда знал, что будет врачом, продолжая семейную династию. Но никогда не думал он о том, что место прохождения его первой медицинской практики станет постоянным местом его жительства. Непривычная обстановка может показаться на первый взгляд слишком скучной для человека, привыкшего к городу, но именно здесь Николай Заостровцев начинает чувствовать себя нужным, как никогда ранее. Он сумел найти свое место, заслужить уважение сельчан, и Николай уже не хочет уезжать в город…

«Жил-был доктор» рассказывает о том, о чем люди, избравшие профессию врача, забывают о своем основном и главном предназначении. Эдгар Дубровский и Дмитрий Притула написали сценарий, заставляющий переосмысливать убеждения и вспоминать ту важную причину, по которой люди выбирают этот род деятельности. На самом деле это вовсе ни деньги, ни слава, а огромное и искреннее желание прийти на помощь другим.

Вышеприведенные примеры показывают, что в настоящее время медицина имеет самые различные вектора развития и влияния на жизнь социума. В результате этого, сегодня человек начинает идентифицировать себя с пациентом, а его тело и сознание с самого рождения и до смерти превращаются в своеобразные регулируемые объекты со стороны медицинский индустрий.

Как известно, произведения искусства имеют свойство отражать наиболее актуальные проблемы, которые возникают в обществе, будь у них политическая, экономическая или же культурная основа. А это значит, что процесс медикализации распространился на достаточно широкий спектр областей человеческого существования. И тут невольно вспоминаются пророческие слова французского поэта и классика Шарля Бодлера: «Жизнь – это больница, где каждый пациент страстно желает перелечь на другую кровать».