Период студенчества характеризуется максимальным уровнем физической активности и физической подготовленности, а также способностью поддерживать высокий уровень двигательных функций и силовых показателей. Поэтому формирование у студентов интереса к занятиям физической культурой является одним из главных условий, влияющих на эффективность организации учебного процесса по спортивным дисциплинам в учебных заведениях.
Специалисты в области физической культуры считают, что применение двигательных тестов для определения уровня физической подготовленности позволяет студентам овладевать и активно использовать самые разные физические упражнения, улучшать свое физическое состояние, физически совершенствоваться. Как известно, физическое совершенствование показывает степень физических возможностей человека, позволяющих ему наиболее успешно использовать имеющиеся силы, принимать участие в необходимых обществу и желательных для него видах социально-трудовой деятельности, усиливающих его адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Физическое самосовершенствование является необходимым элементом формирования личности студента. Все это обусловливает интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями на основе увеличения знаний об использовании оптимальной двигательной активности и элементов самоконтроля. Интерес к физической активности – особое состояние личности, направленное на достижение определенного уровня физической подготовленности и работоспособности. Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом – это многоступенчатый процесс: от первых элементарных гигиенических знаний и навыков до основательных психофизиологических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом. Исследования показывают, что на формирование стойкого интереса к физической активности оказывает влияние объективная количественная и качественная информация об индивидуальном уровне физической подготовленности студента. Использование двигательных тестов, комплексного метода количественных и качественных оценок позволяет составить объективное представление об уровне общей физической подготовленности человека. Грамотное использование такой информации позволяет повысить заинтересованность студентов в двигательной активности. Следует заметить, что основной подход к оценке физической активности должен строиться на обоснованном использовании комплекса контрольных показателей, позволяющих описать структуру физической подготовленности. А количественная и качественная оценки каждого из физических качеств: гибкости, выносливости, силы, быстроты – должны быть основанием к сознательному выбору соответствующих физических упражнений и режима их использования. Различные исследования показывают, что такая информация повышает уровень сознательного отношения и выступает как фактор мотивации студентов к физической активности в условиях учебного процесса и в режиме свободного времени.
Таким образом, отсутствие интереса к занятиям физической культурой – это одна из причин низкой двигательной активности студентов. Формирование потребности в движении является приоритетным в учебно-физкультурной деятельности, что возможно на основе систематических занятий. Оценка собственного уровня здоровья и физической подготовленности способствует формированию самостоятельного, стойкого интереса к физической деятельности. Овладение системой знаний помогает студентам самостоятельно использовать средства физической культуры, обеспечивать адекватные самооценку и самоконтроль.