Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

В современной России проблема повышения качества услуг находится в центре внимания практически всех отраслей социальной сферы. Показатели системы оценки качества включает такие элементы как источники информации, субъекты, объекты и процедуры оценивания, способы и методы измерения, которые недостаточно разработаны. Актуальна данная проблема и для дошкольного образования. По мнению И.А. Зимней, мониторинг качества образования включает наблюдение, оценку и прогноз [2]. Необходимость использования мониторинга условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) обусловлена его системностью, то есть сбор информации происходит периодически, об одних объектах и с использованием одинаковых методик.

В связи с этим, возникает необходимость разработки технологии мониторинга условий реализации ООП ДО, отражающей специфику дошкольного образовательного учреждения. Актуальность и востребованность мониторинга в настоящее время обусловлена изменениями в законодательстве, изменениями подходов к реализации ООП. Кроме того, это связано с внедрением в образовательные учреждения системы электронного документооборота [1]. Эффективность такого мониторинга определяется полнотой отчетной документации, четкостью критериев оценивания и хорошей структурированностью информации.

Эффективность принимаемых руководителем ДОУ решений так же определяется наличием в дошкольном учреждении системы мониторинга деятельности в целях:

- выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ стандартам и требованиям дошкольного образования;

- качественной оценки системы условий, созданных учреждением для полноценного проживания ребенком периода дошкольного детства;

- определение уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов системы дошкольного образования;

- развития системы ДОУ, своевременного предотвращения в ней неблагоприятных и критичных ситуаций.

Основной целевой установкой мониторинга условий реализации примерной ОПП ДО, по нашему мнению, является получение достоверной и полной информации о результативности образовательного процесса, то есть понимать состояние объекта на данном этапе развития и осуществлять взаимосвязь с ним. Такой мониторинг позволяет отслеживать качество образовательного процесса, трудности, отклонения и другие препятствующие факторы. Так же становится возможным выявить результаты инноваций.

Для объективного представления проблемы мониторинга условий реализации ООП ДО необходимо ее исследование в практике ДОУ. Изучение данной проблемы на примере конкретного дошкольного учреждения, является наиболее интересным и эффективным. Это объясняется тем, что на уровне учреждения есть возможность выявить все особенности образовательной деятельности. Также только на практике возможно исследование спроса на предоставляемую образовательной организацией услугу и анализ качества ее предоставления, непосредственный контакт с исполнителями образовательного процесса и непосредственными его потребителями.

Изучение осведомленности руководителей и старших воспитателей (всего 10) о мониторинге проводилось нами по средствам следующих вопросов:

- Что такое мониторинг

- Какие условия необходимы для эффективного проведения мониторинга

- Может ли проводиться оценка индивидуального развития детей (обосновать свою точку зрения)

- Какие методы используются в ходе осуществления мониторинга

- Какова связь мониторинга с функциями управления

- Какие трудности Вы испытываете при проведении мониторинга

Анализ анкет показал, что руководители понимают сущность понятия «мониторинг», однако наблюдается нечеткость в его определении. Большинство определяет мониторинг, как: «распространение информации», другая часть связывает его с диагностикой. При ответе на второй вопрос у руководителей возникли затруднения, так как большинство 4 человека считают, что условия создавать не нужно. При ответе на пятый вопрос все руководители подчеркнули важность своевременного контроля. Руководителями были выделены такие трудности как: унифицированность оценки результатов (каждое учреждение вправе выбрать свою шкалу оценивания); диагностические карты не удобны для использования.

В связи с полученными результатами возникает необходимость создания технологических карт мониторинга условий реализации ООП ДО.

Технология мониторинга условий реализации ООП ДО требует слаженной работы всех членов административной команды и четко скоординированной работы всех специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Разрабатывая карты мониторинга, мы учитывали многоуровневость системы управления ДОУ. Карты разработаны для педагогов и специалистов, затем данные обрабатывает старший воспитатель, заполняет карты, предназначенные для него, сводя все в общие значения по учреждению. К руководителю приходят обобщенные данные по учреждению, заведующий заполняет свои карты, позволяющие ему принимать управленческие решения на основе полученных данных. Данная технология разработана для облегчения отслеживания деятельность всей системы.

Точность, своевременность, объективность, полнота, структурированность – требования, без которых мониторинг не может быть эффективным. Внедрение в управленческую деятельность технологических карт мониторинга на основе уровневого подхода позволит получать объективную информацию для анализа работы ДОУ, принимать своевременные управленческие решения, а главное – целенаправленно осуществлять работу по совершенствованию условий для более эффективной реализации ООП ДО.